Экспресс-обзор литературы для саморазвития студента

Экспресс-обзор литературы для саморазвития студента

Каждый студент выполняет несколько ролей в ходе освоения профессии. Первая роль самая главная – учеба, вторая – вспомогательная – саморазвитие, третья – социальная (друг/сын или дочь и пр.), но независимо от того, в каком качестве индивид пребывает, важно грамотно выполнять каждое действие и шаг, не допускать ошибок и пр. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности выступает саморазвитие.

Экспресс-обзор литературы для саморазвития студента

Каждый студент выполняет несколько ролей в ходе освоения профессии. Первая роль самая главная – учеба, вторая – вспомогательная – саморазвитие, третья – социальная (друг/сын или дочь и пр.), но независимо от того, в каком качестве индивид пребывает, важно грамотно выполнять каждое действие и шаг, не допускать ошибок и пр. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности выступает саморазвитие.

Роль саморазвития и самообразования в жизни студента

Знания – источник прогресса и продвижения в любой отрасли. Но чтобы их получать недостаточно осваивать ту или иную образовательную программу, уровень, ходить на занятия. Уже давно доказано, что качество подготовки учащихся зависит только от них сам их. Поэтому одну из ведущих ролей в системе образования и профессионального развития играет самообразование.

Зачем студенту самообразование?

Данный вид деятельность выполняет массу функций:

  • Содействует углублению знаний в рамках профессиональной или предметной области, позволяя расширить кругозор, тщательнее подготовиться к испытаниям и пр.;
  • Позволяет усовершенствовать навыки по работе с информацией: научиться грамотно подбирать соответствующую литературу, работать с ней и пр.;
  • Развивает организационные навыки и самодисциплину: изучение новых источников информации потребует дополнительного времени, а также самоотверженности, ответственности и дисциплины, которые вырабатывают регулярный подход к самообразованию;
  • Тренирует память и концентрацию внимания;
  • Облегчает подготовку к важным испытаниям и событиям: зачетам и экзаменам, выполнению самостоятельных и контрольных работ, прохождению тестирования, внеплановым опросам, итоговым аттестациям или вступительным испытаниям и пр.;
  • Развивает коммуникационные навыки и культуру речи, этику, общительность и пр.

Согласитесь, что самообразование – это не просто дополни тельное изучение первоисточников, а самый настоящий и серьезный вид деятельности, позволяющий превратить простого специалиста в «универсального солдата», повышая уровень его конкурентоспособности и подготовки в разы.

Для студента самообразование – дополнительный вид деятельности, чаще всего соприкасаемый с учебой. С необходимостью саморазвития учащиеся чаще всего сталкиваются в ходе выполнения тех или иных заданий: написания курсовой работы, выполнения лабораторной работы, при формировании отчета о НИР и пр. Но в любом случае обретенные навыки не остаются в стороне и не будут лишними, ведь применение им можно найти всегда и везде.

Таким образом, саморазвитие и самообразование для студента – это особый вид деятельности, позволяющий обрести не только новые и более глубокие знания по интересам или с учетом предметной необходимости, но и установить новые контакты и связи, повысить качество подготовки и эрудицию.

Направления саморазвития студента

Уже само наименование вида деятельности говорит за себя: саморазвитие, то есть «сам развивается». Притом каждый студен самостоятельно выбирает и определяет наиболее приемлемый, подходящий и интересный для него способ самосовершенствования, а также интересное направление.

Выбор направления самообразования для студента – один из важнейших пунктов. Он предопределяет уровень сложности, потребности индивида, мотивацию и стремление к новым вершинам. На практике принято выделять четыре траектории саморазвития студентов.

Самые распространенные направления самообразования среди студентов

Первая – профессиональная, то есть напрямую соприкасаемся с осваиваемым направлением деятельности. В данном случае учащийся может осознать необходимость изучения дополнительных источников информации, фактов самостоятельно на фоне пробудившегося интереса к теме, предмету, направлению или прийти к данному решению вынуждено – на фоне выполнения домашнего задания, подготовки студенческого проекта, при подготовке к зачетам или сессии и пр.

Профессиональное самообразование в любом случае будет соприкасаться с осваиваемой профессией, отраслью. В основе такого развития лежат надежные и проверенные первоисточники: научная литература, монографии и диссертации, обзоры экспертов, опыт практикующих специалистов и пр.

Вторая – творческая. В данном случае студент принимает решение о саморазвитии в новой для себя отрасли или ориентируется на собственные интересы, желания, потребности в самореализации, опираясь на таланты и способности, умения. Нередко толком для такого самосовершенствования и самореализации становятся детские невоплощенные ранее мечты, действие внутривузовских секций и пр. К данной категории относят всевозможные занятия по вокалу, актерскому мастерству, рукоделию, КВН и пр.

В основе творческого саморазвития лежат таланты, способности и интересы индивида. Притом без искреннего желания развивать их ничего не получится.

Творческое самообразование позволит не только расширить кругозор, обрести новых единомышленников, друзей по интересам, но и развить коммуникационные навыки, открыть для себя новые возможности и новый мир.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Третья траектория самообразования – спортивная, которая опирается на достижениях в определённом виде спорта, желании учащегося укрепить организм, научиться играть в какую-либо игру или овладеть отдельным видом спорта и пр. При каждом университете действуют спортивные секции, которые учащийся может посещать абсолютно бесплатно. Согласитесь, весьма привлекательно!

Спортивное саморазвитие не обходится без наставника (тренера), который подбирает нагрузку и тренировочный комплекс, содействует безопасному развитию индивида. Но в любом случае, инициатива по данному виду самосовершенствования исходит от учащегося лично.

Читать статью  Самообразование личности - ключ к успеху и просветлению

Притом нередко посещение дополнительных спортивных секций при вузе приносит студенту пользу в следующем виде: освобождение от занятий физкультуры, участие в спортивных мероприятиях и обретение достойной репутации, доброжелательные отношения с педагогами, развитие выносливости и силы воли, физическая активность и укрепление иммунитета (здоровья в целом) и т.д.

Четвертая траектория – психологическая. Согласитесь, что обучение в колледже или вузе не обходится без общения, управления собой или иными людьми (обращение с просьбой и пр.), напряженных ситуаций и конфликтов и пр. Урегулировать рабочие, учебные и иные нюансы можно различными способами, но в цивилизованном обществе все чаще полагаются на психологические приемы.

Саморазвитие студента в области психологии позволяет избежать или минимизировать конфликты и их последствия (как для себя лично, так и для группы в целом), найти подход к каждому человеку с учетом его психотипа или особенностей и пр.

Также можно отметить комбинированный тип самообразования студентов, когда они совмещают несколько видов деятельности, занимаясь параллельным совершенствованием отдельных сторон. В любом случае на изучение и развитие дополнительных характеристик, сторон индивиду потребуется дополнительное время, силы и пр. Поэтому важно грамотно рассчитывать нагрузку (общую, учебную, физическую и пр.), грамотно расставлять приоритеты, чтобы самосовершенствование не мешало учебе.

Виды самообразования студентов

Каждый индивид самостоятельно определяет способ дополнительного погружения в ту или иную среду. Притом чаще всего он руководствуется простейшей для него комбинацией: совмещение интересов (потребностей) и возможностей.

Самыми популярными среди учащихся колледжей и вузов разновидностями самообразования являются:

  • По инициативе студента принято выделять два типа самоизучения новшеств: добровольный и принудительный.

Первый вид предполагает что учащийся лично и самостоятельно проявил инициативу и устремился к покорению новых или ранее не изученных, более глубоких горизонтов. Добровольное самообразование основывается на таких принципах, как интерес к теме (то есть учет собственных желаний) и талантов (предрасположенностей), активность и любознательность индивида, целеустремленность и пр.

Как показывает практика, именно добровольное самообразование приносит наибольшую пользу студенту, позволяя грамотно и с пользой распорядиться свободным временем, более увлеченно изучать интересуемые моменты (то есть более качественно и пр.), повышая мотивацию к новым знаниями и навыкам и пр. Траекторию самообразования студент в этом случае строит самостоятельно, опираясь на текущие познания, увлечения и интересы.

Виды самообразования среди студентов

Второй вид – принудительный или вынужденный. Он тесным образом соприкасается с освоением учебного плана, программы и профессии. Чаще всего необходимость в самообразовании у студентов колледжей и вузов возникает при подготовке домашнего задания, выполнения обязательных студенческих проектов, подготовке к зачетам и экзаменам или иным промежуточным проверкам (тестирование, контрольная или самостоятельная работа и пр.). Траектория самообразования строится на основе текущего этапа обучения (учебного плана. тематические ограничения и пр.).

  • По виду деятельности в рамках самообучения принято выделять профессиональное, смежное с профессиональным, творческое, спортивное и пр.

В целом, данные направления самообучения студентов мы рассмотрели в предшествующем пункте. Они так или иначе связаны с конкретным видом деятельности и особенностями, интересами личности.

Профессиональное самообразование так или иначе будет связано с осваиваемой профессией, восполняя пробелы или добавляя знания в рамках наиболее интересных предметов и тем.

Смежное самообразование будет пересекаться с текущей образовательной траекторией, дополняя ее новыми фактами. Моментами, видами деятельности, расширяя тем самым спектр применения дипломанта, его возможности, полномочия и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Творческое саморазвитие студента чаще всего связано с потребностями в самореализации, самовыражении, развитии коммуникационных и иных качеств. Это направление самосовершенствования связан именно со специфическими и отличными от профессионального вида деятельности, наклонностями и навыками индивида, соприкасаясь с культурной, духовной, эстетической и иной средой.

Психологическое совершенствование студента сводится к изучению различных методик и подходов по воздействию на окружение, социализацию, умение регулировать отношения с учетом возникающих факторов и обстоятельств, минимизировать негативные последствия психологического плана, повышение устойчивости к стрессам и преградам во время обучения и пр.

  • По способу восприятия информации самообразование бывает визуальным, аудиосенсорным, сугубо теоретическим или комбинированным и пр.

В рамках этой градации принято выделять различные формы самообразования. Каждый индивид лично определяет и выбирает наиболее удобный, понятный и приемлемый для него вариант погружения в тему или нишу, полагаясь на собственные умения, возможности.

Если у студента прекрасно развита визуальная память, ему легче воспринимать и запоминать новую информацию зрительно, то для самообучения целесообразно использовать соответствующие виды: чтение литературы или научно-исследовательская деятельность, просмотр видеороликов и пр.

В случае когда учащийся лучше перерабатывает и усваивает материал на слух целесообразно полагаться на такие варианты самообучения, как использование аудиокниг и пр.

Комбинированный тип самообразования чаще всего подходит к прикладным видам, когда требуется сначала тщательно разобраться в правилах, методах, теории и затем развивать соответствующие умения на практике посредством проведения экспериментов, отработки и отлаживания теоретических канонов и пр.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод. Вид самообразования и соответствующие методы саморазвития индивид выбирает самостоятельно или по согласованию с наставником (который будет курировать или помогать освоению новых горизонтов), полагаясь на собственные возможности, способности, интересы и потребности.

Топ-10 книг для эффективного самообразования студентов

Ни один вид и способ дополнительного развития студентов не обходится без изучения целого набора литературы. Первым шагом при самообразовании является освоение новшеств на теоретическом уровне. Поэтому независимо от направления деятельности, способа саморазвития и прочих нюансов индивиду предстоит сначала разобраться в терминах правилах и особенностях направления или темы, интересуемых моментов.

Читать статью  Саморазвитие личности: с чего начать и как не бросить? Простая пошаговая инструкция

В рамках профессионального самообразования важно грамотно подбирать соответствующую литературу. В данном случае целесообразно ориентироваться на следующие аспекты:

  • Текущая программа обучения в рамках выдранного направления деятельности;
  • Наиболее интересные темы для самосовершенствования, более глубокого погружения;
  • Научно-исследовательская активность и деятельность, тематика в рамках специализации и пр.;
  • Достижения научного и технического прогресса и пр.

Профессиональное саморазвитие будет пересекаться с текущей образовательной траекторией и интересами студента. Притом последнее будет затрагивать отдельно взятые моменты постигаемой профессии, тонкости, новшества и пр.

В данном случае подбирать литературу для самоизучения следует совместно с квалифицированным специалистом, преподавателем, тьютором и пр. В основе корректного и эффективного формирования списка рекомендованной литературы будет лежать текущий уровень подготовки, состав учебной программы и интересы подопечного.

Дополнительное саморазвитие любого иного плана будет полагаться на личные мотивы и стимулы, цели студента, а также степень понимания и владения базовыми параметрами направления. В любом случае самообразование будет полагаться на принцип «от простого к сложному» (последовательности).

В числе наиболее приоритетных и доступных направлений самообразования среди студентов выделяют книги по психологии, общему развитию, укреплению памяти и повышении концентрации внимания, лидерству, развитию целеустремленности и уверенности в себе, а также грамотному управлению временем и силами.

Специалисты Дисхелп проанализировали наиболее популярные запросы студентов вузов в отношении направлений саморазвития и выделили 10 наиболее востребованных книг.

Топ №1. «Аристотель для всех».

Книга «Аристотель для всех»

Данная книга поможет не только расширить кругозор, проникнуться конкретными «философскими мыслями» и навыками, но и научит умело разбираться в любой литературе. Этот труд поможет студентам научиться работать с информацией любого плана, по любому предмету. Притом изучение новых материалов будет сводиться не просто к банальному прочтению, но и глубокому осознанию и дальнейшему применению.

Топ №2. «Кругом одни идиоты».

Книга «Кругом одни идиоты»

Данный шедевр – кладезь не только для студента. Но и для педагога и любого человека. Здесь в ходе прочтения пользователь не ощущает никого давления, которое на самом деле присутствует: автор буквально проводит его по ключевыми психотипам личностей, раскрывая их сильные и слабые стороны и предоставляя ключи к расположению их к себе, установлению прочного и эффективного контакта и пр. Внимательно изучив данный текст, студент научится грамотно общаться, устанавливать новые связи и вести диалог в любой ситуации.

Топ №3. «Скорочтение».

Книга «Скорочтение»

Студенту, как никому другому, приходится изучать массу информации много читать и усваивать, запоминать и пр. Порой на выполнение домашнего задания или подготовку к предстоящему испытанию недостаточно времени, физически не хватает сил. Чтобы ускорить процесс постижения новых границ и знаний без ухудшения качества образования опытные эксперты рекомендуют освоить навыки скорочтение и скоропонимания. Сделать это можно с помощью соответствующей литературы – Питера Кампа «Скорочтение». В этой книге он раскрывает ключевые правила и техники скорочтения, способы тренировки памяти и пр. То есть студент постигнет навыки по быстрому и осознанному чтению, разовьёт навыки по концентрации внимания и информационной ориентации (сможет на ходу выделять первичное и вторичное, суть), быстро запоминать важнейшие моменты и факты, а также умело воспроизводить и пользоваться изученным текстом.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Топ №4. «Память не изменяет».

Книга «Память не изменяет»

Что самое сложное в жизни студента? Прочитать литературу, выполнить задание – это не конечная цель. Важно не только научиться действовать, но и запоминать информацию и успешно применять ее в нужный момент. Память человека так устроена, что неликвидные моменты просто стирает. Но если тренировать ее, т можно долго помнить и пользоваться любыми данными. Согласитесь, что этот навык бесценный для студента и в значительной степени облегчит участь по подготовке к зачетам и экзаменам, спасет в самый трудный момент и пр. Чтобы память не подводила, рекомендует ознакомиться с работой Анхельса Наварро. В ней автор изложил не просто разъяснения относительно феномена памяти, но и описал реальные практические упражнения, комплексы и методики для укрепления нервных клеток, памяти. Благодаря их применению каждый индивид сможет вспомнить довольно сложные и ранние моменты, которые ранее казались позабытыми.

Топ №5. «Мне все льзя».

Книга «Мне все льзя»

Пожалуй, именно с этой книги следует начинать самообразование первокурснику, который еще не сумел найти свое занятие помимо учебы. В этом учебнике содержится самое настоящее руководство, которое поможет индивиду прислушаться к себе и определить цели на перспективу, услышать свой организм и его потребности. Учесть интересы и совместить их с текущими возможностями. Автор произведения Татьяна Мужицкая помогает с помощью самоанализа обрести чувство уверенности в себе, развить лидерские качества, а также укрепить веру в собственные силы и научить стойко преодолевать любые преграды и сложности.

Топ №6. «Хочу и буду: принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым».

Книга «Хочу и буду: принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым»

Михаил Лабковский в своей книге рассказал, как бороться с ежедневными трудностями и ленью, оптимистично смотреть на любые вещи и искать положительное даже в трудностях и проблемах, достойно преодолевать их, находить жизненный баланс. Согласитесь, весьма полезная книга для типичного студента, который ежедневно сталкивается с различными учебными нюансами.

Читать статью  Развитие личности детей дошкольного возраста: рекомендации родителям

Топ №7. «Сделай себя сам» от Тины Силинг.

Книга «Сделай себя сам»

Данный бестселлер также является незаменимым проводником и помощником студентов, мотивирующий к новым свершениям, поиску себя, а также более легкому преодолению любых сложностей. Автор учит индивидов бороться с собственными «тараканами», страхами, сомнениями, отстаивать свою позицию, а также учиться на собственном опыте и чужих ошибках (извлекать пользу и урок из всего).

Топ №8. Книги от Рон Фрай «Как учиться на отлично?» и «Как стать организованным? Личная эффективность для студентов».

Книги от Рон Фрай «Как учиться на отлично?» и «Как стать организованным? Личная эффективность для студентов»

Изучение этих работ в значительной степени облегчит адаптацию студентов и поможет им грамотно организовать свое время, построить собственную (индивидуальную) траекторию развития, определить приемлемый темп обучения, определить сильные и слабые стороны, а также успешно преодолеть любые преграды. Автор поделится секретами информационного поиска и обработки, принципами тайм-менеджмента, а также расскажет, как быть гибким и преуспевающим во всем и везде. Согласитесь, незаменимые параметры для современного студента.

Топ №9. «Сила воли: как развить и укрепить» от Келли Макгонигал.

Книга «Сила воли: как развить и укрепить»

Самый страшный враг любого студента – лень. Именно с ней тяжелее всего бороться. Но Келли Макгонигал нашла подход даже ко столь строптивому зверю. Ее советы, изложенные в книге просты и понятны, как для первокурсника, так и для опытных экспертов. Они помогут побороть этот недуг, добиваться намеченных целей и ориентиров, находить в себе терпение, стойкость и силы на решение любых задач и нюансов. В основе работы лежат методы прикладной психологии, которые автор разъяснил в простейшей форме в виде занимательных историй, примеров, тренировок, с уместным и емким юмором.

Топ №10. «Успешная учеба в вузе. Самые важные навыки студента» от Стеллы Коттрелл.

Книга «Успешная учеба в вузе. Самые важные навыки студента»

Данный материал будет полезен всем студентам без исключений, так как его миссия – облегчить учебный процесс. Автор собрал все самые важные и дельные рекомендации, упрощающие подготовку курсовых работ, подготовку к зачетной неделе и сессии, а также раскроет секреты повышения концентрации внимания и развития памяти, раскроет технику КРЭМИ и пр.

Правила грамотного подбора литературы в рамках самообразования студента

Самообразование может реализовываться различными способами, но в любом случае акцент будет сделан на самостоятельном изучении литературы, разборе определенной темы или проблемы, проведении исследований и подведении итогов, обоснованных выводов, извлечения пользы из информации.

Опытные эксперты отметили «классическую траекторию» в рамках самообразования студента которая поможет ему достичь намеченных целей и удовлетворить свои потребности в новшествах, совершенствовании.

Ключевые моменты самообразования студента

Традиционная схема самообразования студента (независимо от курса и пр.) выглядит следующим образом. Первый шаг – это проведение тщательного самоанализа с целью выявления интересов и потребностей учащегося: какие темы или дисциплины ему интересны, какие темы ему важно изучить и пр. То есть здесь учащийся должен определить роль самообразования: сугубо для профессионального развития или дополнительное развитие (расширение текущих границ и компетенций и пр.).

В рамках самоанализа важно ответить на наиважнейшие вопросы:

  • Чем я хочу заниматься и что хочу изучать? (интересы)
  • Что я могу делать на данный момент? (уровень подготовки)
  • Что мне нужно для изучения и погружения? (материалы, ресурсы и пр.).

Анализ потребностей и желаний студента позволяет определить базовые части самообразования, на которые он будет опираться в дальнейшем.

Вторым шагом самосовершенствования является определение глубины погружения в выбранное направление. Здесь студенту необходимо честно ответить на следующие вопросы: в какой степени он владеет информацией и представлениями по интересуемому предмету/теме, какая литература легче им воспринимается и запоминается, усваивается, какие авторы имеют весомые труды и успехи в интересующем направлении и пр.

Третий шаг – обсуждение наиболее подходящих вариантов самообразования и подбор литературы для изучения. В данном случае целесообразно обратиться за советом наставника, преподавателя-предметника или тьютора, который проведет предварительное тестирование (определит текущий уровень подготовки) и сможет порекомендовать соответствующую литературу или сервисы для изучения. В данном случае перечень первоисточников будет корректным и посильным для учащегося.

Четвертый шаг – поиск заявленных материалов и их разбор, изучение и усвоение. В данном случае темп самообразования и самоизучения первоисточников определяется, исходя из индивидуальных особенностей индивида: наличие свободного времени, сроки изучения (они могут быть ограниченными если самообразование связано с осваиваемой профессией или выполнение отдельного задания в рамках обучения). Притом не воспрещается при необходимости обращаться за помощью к педагогам, репетиторам или тьюторам с целью разъяснения непонятных или сложных моментов и пр.

Таким образом, самообразование в жизни студента играет немаловажную и неоднозначную роль, помогая ему углубить текущие познания, установить новые связи и контакты, а также повысить уровень конкурентоспособности. Выбирая направление для самосовершенствования, важно руководствоваться собственными потребностями, желаниями и возможностями. На качественное самообразование потребуется немало времени и сил, поэтому необходимо грамотно распоряжаться временем и силами, грамотно расставлять приоритеты, чтобы новые знания приносили пользу и не вредили основному учебному процессу.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

https://disshelp.ru/blog/ekspress-obzor-literatury-dlya-samorazvitiya-studenta/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх