Урок СБО и презентация на тему «Российская семья»
Цель урока: дать представление о семье, ее роли в жизни человека, выяснить функции семьи, определить типы семей.
Образовательные.
формирование представлений о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека;
Коррекционные.
развивать навыки самостоятельной и исследовательской работы по сопоставлению фактов и умению делать выводы;
Воспитательные.
воспитывать чувство уважения, любви к своей семье, своим ближним.
Структура урока.
1. Орг. Момент
2. Введение в тему.
3. Сообщение темы и цели урока.
4. Актуализация знаний.
5. Изучение нового материала.
А) Функции семьи;
Б) Какого типа бывают семьи;
6. Закрепление.
7. Итог урока
1. Орг. Момент. (слайд 1)
Ребята, у нас сегодня присутствуют гости, давайте поприветствуем их.
Проверка присутствующих.
Учитель отмечает отсутствующих на уроке.
2. Введение в тему урока.
Слово учителя: Ребята, сегодня наш урок я хочу начать с очень красивого стихотворения. Послушайте его.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
3. Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя: Понравилось вам стихотворение? О чём это стихотворение? ( Ответы учащихся ). Правильно. Поэтому тема нашего урока так и называется «Российская семья» Запишите тему урока. (Приложение 1) (слайд 2)
Слово учителя: Ребята, а как вы думаете, какова же цель нашего урока? (ответы учащихся)
Слово учителя: (слайд 3) Ребята, сегодня на уроке вы узнаете не только что такое семья и брак, но и узнаете какую роль, играет семья в жизни человека, т.е. какие функции выполняет семья, а также узнаем о различных типах семьи.
4. Актуализация знаний.
— Назовите, пожалуйста, членов своей семьи (ответы детей)
— Что общего у них всех? (ответы детей: кровь — родные, близкие, общее жилье, хозяйство, вместе отдыхаем, играем…)
Слово учителя: Семья – важнейшая часть жизни любого человека. Благодаря семье мы появились на свет, научились говорить и понимать окружающий мир, в семье мы проводим большую часть своего свободного времени, работаем и отдыхаем, делимся самым сокровенным – тем, о чем нельзя рассказать посторонним людям. Так что же такое семья? Давайте попробуем дать определение слову «семья». Начало я вам подскажу: «Семья – это группа людей, связанная отношениями…» Какими отношениями связана семья? Как понять, что перед нами именно семья, а не какая-нибудь иная социальная группа? Какой признак семьи является самым важным? «Кем является ребенок по отношению к своим родителям, брат по отношению к сестре, муж по отношению к жене? Каким общим словом можно назвать их всех?» «Родственники! В основе семьи лежат отношения родства».
Слова учителя: Семья – это группа людей, основанная на кровном родстве или браке.
Слово учителя: (слайд 5) Давайте, запишем, что такое семья. Семья – это группа людей, основанная на кровном родстве или браке.
5. Изучение нового материала .
Слово учителя: Ребята, семьи у всех разные, но функции для любой семьи одинаковые. Функция это роль, которую выполняет семья в жизни человека. Давайте познакомимся с этими функциями.
А) Функции семьи
Слово учителя: (слайд 6) Репродуктивная. Запишите название этой функции.
Репродуктивная функция решает две основные задачи: первое: это рождаемость, в семье появляются дети. Один, два, три ребёнка. И второе значение этой функции — воспроизводство населения. Ребята, а как вы понимаете воспроизводство населения? (рождение детей)
Почему функция деторождения так важна для общества? — Потому что иначе люди бы вымерли и человечество исчезло. Давайте кратко сформулируем и запишем, за что отвечает эта функция. (слайд 7) Репродуктивная ( Рождаемость и воспроизводство населения)
(слайд 8) Хозяйственно-бытовая. Запишите название этой функции.
Эта функция семьи отвечает за ведение домашнего хозяйства, приготовление пищи, поддержания красоты и порядка в доме, покупка новых вещей, одежды, бытовой техники, а также за бюджет семьи. Давайте кратко сформулируем, что это за функция. (слайд 9) Хозяйственно-бытовая (ведение домашнего хозяйства)
(слайд 10) Воспитательная. Запишите название этой функции.
Воспитание личности ребенка. Главное, что родители могут передать своим детям – это любовь. Развить способности и интересы, характерные именно для этого ребенка. Давайте сформулируем, что это за функция. Запишите. (слайд11) Воспитательная (воспитание личности ребёнка)
(слайд 12) Досуговая функция семьи. Запишите название этой функции.
Роль этой функции в организации свободного времени. Чтение, посещение театра, кино, библиотеки, просмотр телепередач, спорт, туризм, семейные праздники. Давайте сформулируем, что это за функция и запишем.
(слайд 13) Досуговая функция семьи (организация свободного времени)
(слайд 14) Эмоциональная функция семьи
Задача этой функции дарить друг другу любовь, заботу, тепло и внимание. Запишите на своих листах. Давайте сформулируем, что это за функция (слайд 15) Эмоциональная функция семьи (любовь, поддержка, взаимопонимание)
Слово учителя: Максим, какие же функции семьи ты сегодня узнал? Эмин, повтори, пожалуйста.
•Репродуктивная •Хозяйственно-бытовая •Воспитательная •Досуговая •Эмоциональная
Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу.
Слово учителя: (слайд 17) Появление новой семьи связано с заключением брака. Брак регистрируется в отделе ЗАГС (запись актов гражданского состояния. Во время регистрации брака в ЗАГСе мужчина и женщина официально объявляют о существовании своей семьи. Только такой брак признаётся в нашей стране действительным. При этом у супругов возникают взаимные права и обязанности, которые находятся под защитой государства, и прописаны в Семейном кодексе РФ.
Б) Какого типа бывают семьи;
Слова учителя: (слайд18) Семья – это самое главное в жизни человека. Она придает ему силы. Все семьи разные, но можно найти в них одинаковые черты. Посмотрите внимательно на изображения и скажите, сколько детей может быть в семье?
Слова учителя: по числу детей семьи бывают многодетные (более 3-х детей), малодетные, однодетные и бездетные;
Слова учителя: (слайд 19) Перед вами три изображения. Посмотрите на них внимательно и скажите: кого вы видите на первом изображении, кого на втором и, на третьем? Ответ учащихся:
Ответы детей: На первом изображении мы видим семью, состоящую из детей, их родителей и родителей родителей – бабушки и дедушки. На втором изображении мы видим семью, состоящую из родителей и ребенка. На третьем – только супругов.
Слова учителя: Все правильно. Семья, на первом изображении, называется трехпоколенной, как вы считаете почему? (родители, дети и внуки), а семья, на втором изображении – двухпоколенной , почему? (родители и дети). Семья на третьем изображении – однопоколенная (только супруги). Несколько веков назад в традиционной семье насчитывалось несколько поколений. Родственники жили одной большой семьёй. В 21 веке в современной семье всего два поколения: родители и дети, остальные родственники живут отдельно.
Слова учителя: (слайд 20) В семье может быть разное количество родителей. Представьте, что с первого изображения исчезла мама и остались только папа и его сын. Как будет называться такая семья? Ответ учащихся: «Неполная». Слова учителя: Да, неполная. В жизни бывают разные ситуации, и подобные семьи встречаются в нашей стране довольно часто.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 21)
А сейчас мы проведем очень коротенькую игру- физкультминутку. Встаньте рядом с партой. Встаньте на одну ногу, руки вытянув вперед. Постояли на одной ноге, потом на другой. Теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. Опять постояли на одной ноге, затем на другой. Садитесь.
Слова учителя. Когда было легче удержаться на одной ноге? Почему в паре легче, как думаете? Что вам помогло? (поддержка, взаимопомощь)
Поддержка человеку нужна всегда, а особенно в семье, потому, что на взаимопонимании держаться семейные отношения.
6. Закрепление.
Слово учителя: Ребята, кто может назвать тему нашего урока. (Российская семья)
Что такое семья? (Семья – это группа людей, основанная на кровном родстве или браке).
— Чем связаны между собой члены семьи? (родством) — С чем связано появление новой семьи? (Появление новой семьи связано с заключением брака).
— Под чьей защитой находится семья? (государства)
— Какой документ регулирует семейные взаимоотношения? (Семейный кодекс РФ)
Как называется семья, в которой живут сын, мама, папа и бабушка? (Трёхпоколенной)
Как называется семья, в которой нет одного из родителей? (неполная)
Ребята, а кто запомнил, как называется семья, в которой трое и больше детей? (многодетная)
Как называется семья, в которой живут сын, дочь,мама и папа? (Двухпоколенной)
— Как называется семья, где нет одного из родителей? (неполная)
Внимательно послушайте и скажите, о какой функции идет речь.
1. Было нас с тобою двое.
Самый лучший, самый славный
Карапуз на свете.
Наш родной сынишка! (репродуктивная)
2. Воспитание ребёнка –
Нужно научить дитя,
Всем основам бытия.
Чтоб ребёнок одевался,
И в искусстве разбирался,
Знал, что плохо, а что — нет,
Развивал свой интеллект. (воспитательная)
3. Где-то на белом свете наша семья живет,
Горя и бед не знает, дружною слывет.
Вместе читаем книги, вместе в кино идем,
В праздник поем и пляшем, в будни дела найдем! (досуговая)
4. Мама белье стирает, сын подметает пол,
Папа обед готовит, слушая футбол.
Спорится вмиг работа, каждый к труду привык.
И отдыхать умеем, жарим в лесу шашлык! (хозяйственно-бытовая)
5. Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром! (эмоциональная)
Слово учителя: Молодцы ребята! Я вижу, что вы готовы к выполнению самостоятельного задания. Каждый из вас получает лист, в правом углу подписывает свою фамилию.
Слово учителя: Перед вами лист с заданиями. Прочитайте, что надо сделать в первом задании. (слайд 22)
Задание 1. Найдите соответствие между колонками тип семьи и состав семьи и соедините стрелками. Приложение 2
Это задание мы будем выполнять вместе. Вы видите таблицу. Она у вас на листах, а у меня на экране. В колонке слева перечислены типы семьи. Прочитайте. В колонке справа – состав семьи. Прочитайте.
Ваня, читай первую строчку. Найди правильный ответ в колонке справа.
Настя, прочитай вторую строку в левой колонке. Найди правильный ответ в колонке справа.
Эмин, прочитай третью строку в левой колонке. Найди правильный ответ в колонке справа.
Павел выполняет задание на четвертой строке.
Прочитай ,Алеша, что получилось в первой строке. Проверяем на экране. И т.д.
Задание 2 (Приложение 3) вы будете выполнять самостоятельно, без моей помощи. Перед вами тест из 5-ти вопросов и нескольких вариантов ответа. Прочитайте вопрос и перед правильным вариантом ответа в квадратике поставьте галочку. И этот вариант будет считаться правильным ответом.
Проверка. Читай первый вопрос, какой ответ. У всех так? И т.д.
7. Итог урока.
Какую тему, мы сегодня, с вами изучили? (Российская семья)
Что вы должны были узнать на уроке? (функции семьи, типы семей)
Цель достигнута? (Да)
Посмотрите на тему урока
— Что мы сегодня изучали?
— Достигли ли цели урока?
8 . Дом. задание
Определить в какой семье живешь ты?
Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Методические разработки к Вашему уроку:
Получите новую специальность за 2 месяца
Психолог-консультант
Получите профессию
HR-менеджер
за 6 месяцев Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам Скачать Выбранный для просмотра документ Презентация Российская семья.pptx
Получите профессию
Менеджер по туризму
за 6 месяцев Пройти курс
Описание презентации по отдельным слайдам:
2 слайд Тема урока: Российская семья
3 слайд Тема урока: Российская семья
Цель урока:
Функции семьи;
Какого типа бывают семьи.
5 слайд Семья – это группа людей, основанная на кровном родстве или браке.
6 слайд Репродуктивная
7 слайд Репродуктивная
(рождаемость и воспроизводство населения)
8 слайд Хозяйственно-бытовая
9 слайд Хозяйственно-бытовая
(ведение домашнего хозяйства)
10 слайд Воспитательная
11 слайд Воспитательная
(воспитание личности ребёнка)
12 слайд Досуговая
13 слайд Досуговая
(организация свободного времени)
14 слайд Эмоциональная
15 слайд Эмоциональная
(любовь, поддержка, взаимопонимание)
16 слайд Функции семьи:
17 слайд Семья и брак
Запись актов
гражданского состояния
Регистрация брака
18 слайд По числу детей
1
2
3
4
19 слайд По количеству поколений
1
2
3
20 слайд По количеству родителей
1
2
23 слайд Тест
Получите профессию
Няня
за 6 месяцев Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам Скачать Выбранный для просмотра документ Приложения.docx
Приложение 1 Дата __________________ Тема урока ______________________________________________________________
Семья __________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Функции семьи 1. ____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ 2. ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 3. ____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4. _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ 5. ______________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Приложение 2 Задание 1. Найдите соответствие между колонками тип семьи и состав семьи и соедините стрелками.
Тип семьи | Состав семьи |
Двухпоколенная семья это | Дети, родители, бабушки и дедушки |
Трёхпоколенная семья это | Дети и родители |
Многодетная семья | Мама и дети |
Неполная семья | В семье трое и более детей |
Приложение 3 Тест 1. Как называется социальная группа, основанная на кровном родстве или браке? □ государство □ семья □ коллектив 2. Под чьей защитой находится семья? □ армии □ полиции □ государства 3. Какой документ регулирует семейные взаимоотношения в России? □ Семейный кодекс □ Уголовный кодекс 4. Сколько детей должно быть в семье, чтобы она считалась многодетной? □ трое и более □ четверо □ пятеро и более 5. Какая семья называется неполной? □ семья без детей □ семья с одним ребёнком □ семья без бабушки и дедушки □ семья, где есть только один родитель
https://infourok.ru/urok-sbo-i-prezentaciya-na-temu-rossiyskaya-semya-3701377.html