Семь методик, которые помогут диагностировать детско-родительские отношения

Семь методик, которые помогут диагностировать детско-родительские отношения

  • Рабочий лист. Поэзия. Мориц Юнна Петровна «Огромный собачий секрет»

Если ребенок в детском саду дерется, кусается или, наоборот, замкнут, не идет на контакт с воспитателем, возможно, у него проблема в отношениях с родителями. Родители не всегда самостоятельно могут определить, в чем причины такого поведения ребенка и как они на него влияют. Проведите диагностику детско-родительских отношений в семьях дошкольников по методикам, которые мы предлагаем.

Р одители — это участники образовательных отношений, которые вместе с педагогами обучают, воспитывают и развивают своих детей. Детско-родительские отношения оказывают большое влияние на развитие ребенка. Ваша задача выявить взаимоотношения в семье воспитанника и при необходимости скорректировать их.

Российский психолог Владимир Мясищев выделял в отношении эмоциональный, познавательный и поведенческий компоненты. Каждый компонент определяет характер жизненного взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми.

Познавательный компонент — восприятие и оценка (осознание, понимание, объяснение) объектов среды, людей и самого себя. Проявляется в моральных ценностях человека, выработанных убеждениях, вкусах, склонностях, идеалах.

Эмоциональный компонент — формирование эмоционального отношения человека к объектам среды, другим людям и самому себе. Выражается в привязанности, любви, симпатии и противоположных по знаку чувств — неприязни, вражды, антипатии.

Поведенческий компонент — выбор стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектам среды, другим людям и самому себе. Выражается посредством потребностей: потребность указывает на свой предмет и дает косвенное указание на способ достижения этого предмета.

Предлагаем семь методик, с помощью которых вы сможете диагностировать детско-родительские отношения. Каждая из методик в разной степени позволяет выявлять компоненты отношений, которые выделяет В. Мясищев.

Читать статью  Трансформация семейно-брачных практик в российском обществе риска Каменева Татьяна Николаевна

Интерпретативный тест «Грустная мама»
(модификация Г.Т. Хоментаускас)

Для того чтобы провести тест «Грустная мама», предложите ребенку рассмотреть рисунок, на котором изображены женщина с грустным выражением лица и мужчина у окна: «Художник нарисовал маму и папу в комнате. Папа смотрит в окно, а мама очень грустная и чем-то расстроена. Как ты думаешь, почему у нее плохое настроение?».

Проанализируйте ответ, чтобы определить, чем ребенок объясняет эмоциональную дистанцию между родителями:

· «плохостью» самого ребенка: «они поссорились из-за ребенка», «их сын получил двойку», «ребенок их не слушается»;

· ссорой между родителями: «поругались друг с другом», «поссорились». Ребенок может конкретизировать причину ссоры: «он не хочет идти в магазин», «она не пускает его на рыбалку», «он не помогает ей», «он ее разлюбил»;

· причинами, которые не связаны с межличностными отношениями: «разбилась ваза», «телевизор сломался», «на улице плохая погода».

Проективная методика «Я, мама и детский сад» (И.В. Дубровина)

Предложите ребенку нарисовать рисунок на тему «Я, мама и детский сад». Далее проведите анализ структуры рисунка, расположения фигур и других предметов, особенности нарисованных фигур.

Эмоционально благополучный ребенок объединяет на рисунках членов семьи и сюжет из жизни в детском саду. Например, рисует, как он идет с мамой за ручку в детский сад, при этом на рисунке присутствуют и папа, и братья с сестрами, и воспитатель.

Если ребенок искажает состав семьи, то возможно в семье эмоциональный конфликт и он не доволен семейной ситуацией. Ребенок избегает тех людей, которые отсутствуют на рисунке. Причиной могут быть травмирующие ситуации, чувство отверженности, незащищенности, высокий уровень тревожности.

Говорить о высоком уровне эмоциональных связей можно, если члены семьи изображены с соединенными руками, объединенные общей деятельностью.

Если член семьи изображен со спины, то ребенок относится к нему негативно или, может быть, от этого человека исходит угроза. Но, возможно, что для него он просто малозначимый человек.

Читать статью  Психология семейных отношений и ее основные вопросы

Большие расстояния между членами семьи или деление рисунка на ячейки говорит о слабости позитивных межличностных связей. Недолюбленные дети передают чувство незначительности через мелкие изображения.

Когда ребенок хорошо относится к членам семьи, он четко прорисовывает фигуры людей и раскрашивает их яркими цветами.

Социометрическая проба «День рождения» (М.А. Панфилова)

Чтобы провести методику «День рождения», заранее приготовьте рисунок, на котором изображен большой круг — стол, и вокруг 10 кругов поменьше разных размеров — стулья. На столе стоит праздничный пирог со свечками.

Дайте задание дошкольнику: «Рассади гостей за праздничный стол».

В процессе «рассаживания» гостей за стол ребенок отвечает на ваши вопросы: какой стул выбирает для себя, кого посадит рядом с собой. Если ребенку не хватило стульев, он может нарисовать еще.

Анализ проводится по трем направлениям:

1. Потребность в общении.

2. Эмоциональные предпочтения в общении.

3. Значимость социального окружения.

С помощью методики вы определите широту или узость круга общения ребенка, предпочтения взрослых и сверстников или предметного окружения, значимость среды общения ребенка — семья, детский сад, школа, двор, дача и др.

«Представления об идеальном родителе» (Р.В. Овчарова)

Методика «Представления об идеальном родителе» разработана Раисой Овчаровой на основе контент-анализа сочинений, которые родители писали по методике О.А. Карабановой.

Проективная методика «Родительское сочинение»
(О.А. Карабанова) выявляет особенности родительской позиции и тип семейного воспитания, позволяет реконструировать историю и проблемы развития ребенка глазами родителя.

Методика «Представления об идеальном родителе» состоит из 54 полярных пар качеств. Каждая пара оценивается по 7-балльной шкале (3, 2, 1, 0, 1, 2, 3) в зависимости от выраженности качества. Все качества, которые расположены справа, — положительные и считаются со знаком «+», те, что слева, — отрицательные, со знаком «-».

Качества, которые заложены в методику, разделяют по трем компонентам: когнитивному (первые
18 пар), эмоциональному (вторые 18 пар с 19-й по 36-ю), поведенческому (последние 18 пар с 37-й по 54-ю).

Читать статью  Идиллия или бесконечный сериал: что влияет на отношения в семье

Овчарова считает, что для изучения детско-родительских отношений важнее не количественная, а качественная обработка данных, при которой анализируют отдельные ответы испытуемого и полученные показатели (когнитивный, эмоциональный, поведенческий).

Проба на совместную деятельность
(Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова)

Паре «родитель — ребенок» предложите выполнить задание — составить фигуру по образцу. В качестве материала они могут использовать пластилин, конструктор, мозаику, кубики.

Участники садятся за стол друг против друга. Один получает образец фигуры, второй — материал. Такое распределение приводит к необходимости одному действовать под руководством другого. Роли ведущего и ведомого родитель и ребенок распределяют самостоятельно.

В детско-родительском взаимодействии выделяют два компонента:

1. Когнитивный: ролевое распределение «ведущий — ведомый»; целенаправленность и последовательность руководства; особенности введения инструкции; ориентация на действия партнера; контроль; оценивание; особенности принятия руководства ведомым.

2. Эмоциональный: стремление к взаимодействию; дистанция при взаимодействии; эмоциональное принятие — отвержение; отношения защиты — обвинения; эмоциональные проявления.

В большинстве случаев родитель выбирает роль «ведущего». Гармония в отношениях во время диагностики и в повседневной жизни устанавливается в зависимости от построения взрослым делового сотрудничества. Протестное поведение ребенка может быть реакцией на дисгармонию в межличностных отношениях.

На основе наблюдения за парой «взрослый — ребенок» можно сделать вывод о варианте детско-родительских отношений:

· гармоничность делового и межличностного эмоционального общения;

· дисгармоничность делового и межличностного общения;

· дисгармоничность и низкая эффективность делового сотрудничества на фоне гармоничности эмоциональных отношений;

· дисгармоничность эмоциональных отношений (эмоциональная асимметрия, отвержение, амбивалентность) на фоне эффективного делового сотрудничества.

Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

С помощью опросника родительского отношения (ОРО) выявите чувства родителей к ребенку, поведенческие стереотипы в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера ребенка, его поступков.

Предложите родителям отметить высказывания, с которыми они согласны, знаком «+» и высказывания, с которыми они не согласны, знаком «-». Посчитайте баллы и соотнесите их с процентильными рангами. Высокий ранг свидетельствует о выраженности характеристики родительского отношения.

В таблице расписано содержание компонентов отношения родителей к ребенку под каждую из пяти шкал методики ОРО.

https://infourok.ru/sem-metodik-kotorie-pomogut-diagnostirovat-detskoroditelskie-otnosheniya-3070393.html

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх