Семь методик, которые помогут диагностировать детско-родительские отношения
Если ребенок в детском саду дерется, кусается или, наоборот, замкнут, не идет на контакт с воспитателем, возможно, у него проблема в отношениях с родителями. Родители не всегда самостоятельно могут определить, в чем причины такого поведения ребенка и как они на него влияют. Проведите диагностику детско-родительских отношений в семьях дошкольников по методикам, которые мы предлагаем.
Р одители — это участники образовательных отношений, которые вместе с педагогами обучают, воспитывают и развивают своих детей. Детско-родительские отношения оказывают большое влияние на развитие ребенка. Ваша задача выявить взаимоотношения в семье воспитанника и при необходимости скорректировать их.
Российский психолог Владимир Мясищев выделял в отношении эмоциональный, познавательный и поведенческий компоненты. Каждый компонент определяет характер жизненного взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми.
Познавательный компонент — восприятие и оценка (осознание, понимание, объяснение) объектов среды, людей и самого себя. Проявляется в моральных ценностях человека, выработанных убеждениях, вкусах, склонностях, идеалах.
Эмоциональный компонент — формирование эмоционального отношения человека к объектам среды, другим людям и самому себе. Выражается в привязанности, любви, симпатии и противоположных по знаку чувств — неприязни, вражды, антипатии.
Поведенческий компонент — выбор стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектам среды, другим людям и самому себе. Выражается посредством потребностей: потребность указывает на свой предмет и дает косвенное указание на способ достижения этого предмета.
Предлагаем семь методик, с помощью которых вы сможете диагностировать детско-родительские отношения. Каждая из методик в разной степени позволяет выявлять компоненты отношений, которые выделяет В. Мясищев.
Интерпретативный тест «Грустная мама»
(модификация Г.Т. Хоментаускас)
Для того чтобы провести тест «Грустная мама», предложите ребенку рассмотреть рисунок, на котором изображены женщина с грустным выражением лица и мужчина у окна: «Художник нарисовал маму и папу в комнате. Папа смотрит в окно, а мама очень грустная и чем-то расстроена. Как ты думаешь, почему у нее плохое настроение?».
Проанализируйте ответ, чтобы определить, чем ребенок объясняет эмоциональную дистанцию между родителями:
· «плохостью» самого ребенка: «они поссорились из-за ребенка», «их сын получил двойку», «ребенок их не слушается»;
· ссорой между родителями: «поругались друг с другом», «поссорились». Ребенок может конкретизировать причину ссоры: «он не хочет идти в магазин», «она не пускает его на рыбалку», «он не помогает ей», «он ее разлюбил»;
· причинами, которые не связаны с межличностными отношениями: «разбилась ваза», «телевизор сломался», «на улице плохая погода».
Проективная методика «Я, мама и детский сад» (И.В. Дубровина)
Предложите ребенку нарисовать рисунок на тему «Я, мама и детский сад». Далее проведите анализ структуры рисунка, расположения фигур и других предметов, особенности нарисованных фигур.
Эмоционально благополучный ребенок объединяет на рисунках членов семьи и сюжет из жизни в детском саду. Например, рисует, как он идет с мамой за ручку в детский сад, при этом на рисунке присутствуют и папа, и братья с сестрами, и воспитатель.
Если ребенок искажает состав семьи, то возможно в семье эмоциональный конфликт и он не доволен семейной ситуацией. Ребенок избегает тех людей, которые отсутствуют на рисунке. Причиной могут быть травмирующие ситуации, чувство отверженности, незащищенности, высокий уровень тревожности.
Говорить о высоком уровне эмоциональных связей можно, если члены семьи изображены с соединенными руками, объединенные общей деятельностью.
Если член семьи изображен со спины, то ребенок относится к нему негативно или, может быть, от этого человека исходит угроза. Но, возможно, что для него он просто малозначимый человек.
Большие расстояния между членами семьи или деление рисунка на ячейки говорит о слабости позитивных межличностных связей. Недолюбленные дети передают чувство незначительности через мелкие изображения.
Когда ребенок хорошо относится к членам семьи, он четко прорисовывает фигуры людей и раскрашивает их яркими цветами.
Социометрическая проба «День рождения» (М.А. Панфилова)
Чтобы провести методику «День рождения», заранее приготовьте рисунок, на котором изображен большой круг — стол, и вокруг 10 кругов поменьше разных размеров — стулья. На столе стоит праздничный пирог со свечками.
Дайте задание дошкольнику: «Рассади гостей за праздничный стол».
В процессе «рассаживания» гостей за стол ребенок отвечает на ваши вопросы: какой стул выбирает для себя, кого посадит рядом с собой. Если ребенку не хватило стульев, он может нарисовать еще.
Анализ проводится по трем направлениям:
1. Потребность в общении.
2. Эмоциональные предпочтения в общении.
3. Значимость социального окружения.
С помощью методики вы определите широту или узость круга общения ребенка, предпочтения взрослых и сверстников или предметного окружения, значимость среды общения ребенка — семья, детский сад, школа, двор, дача и др.
«Представления об идеальном родителе» (Р.В. Овчарова)
Методика «Представления об идеальном родителе» разработана Раисой Овчаровой на основе контент-анализа сочинений, которые родители писали по методике О.А. Карабановой.
Проективная методика «Родительское сочинение»
(О.А. Карабанова) выявляет особенности родительской позиции и тип семейного воспитания, позволяет реконструировать историю и проблемы развития ребенка глазами родителя.
Методика «Представления об идеальном родителе» состоит из 54 полярных пар качеств. Каждая пара оценивается по 7-балльной шкале (3, 2, 1, 0, 1, 2, 3) в зависимости от выраженности качества. Все качества, которые расположены справа, — положительные и считаются со знаком «+», те, что слева, — отрицательные, со знаком «-».
Качества, которые заложены в методику, разделяют по трем компонентам: когнитивному (первые
18 пар), эмоциональному (вторые 18 пар с 19-й по 36-ю), поведенческому (последние 18 пар с 37-й по 54-ю).
Овчарова считает, что для изучения детско-родительских отношений важнее не количественная, а качественная обработка данных, при которой анализируют отдельные ответы испытуемого и полученные показатели (когнитивный, эмоциональный, поведенческий).
Проба на совместную деятельность
(Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова)
Паре «родитель — ребенок» предложите выполнить задание — составить фигуру по образцу. В качестве материала они могут использовать пластилин, конструктор, мозаику, кубики.
Участники садятся за стол друг против друга. Один получает образец фигуры, второй — материал. Такое распределение приводит к необходимости одному действовать под руководством другого. Роли ведущего и ведомого родитель и ребенок распределяют самостоятельно.
В детско-родительском взаимодействии выделяют два компонента:
1. Когнитивный: ролевое распределение «ведущий — ведомый»; целенаправленность и последовательность руководства; особенности введения инструкции; ориентация на действия партнера; контроль; оценивание; особенности принятия руководства ведомым.
2. Эмоциональный: стремление к взаимодействию; дистанция при взаимодействии; эмоциональное принятие — отвержение; отношения защиты — обвинения; эмоциональные проявления.
В большинстве случаев родитель выбирает роль «ведущего». Гармония в отношениях во время диагностики и в повседневной жизни устанавливается в зависимости от построения взрослым делового сотрудничества. Протестное поведение ребенка может быть реакцией на дисгармонию в межличностных отношениях.
На основе наблюдения за парой «взрослый — ребенок» можно сделать вывод о варианте детско-родительских отношений:
· гармоничность делового и межличностного эмоционального общения;
· дисгармоничность делового и межличностного общения;
· дисгармоничность и низкая эффективность делового сотрудничества на фоне гармоничности эмоциональных отношений;
· дисгармоничность эмоциональных отношений (эмоциональная асимметрия, отвержение, амбивалентность) на фоне эффективного делового сотрудничества.
Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
С помощью опросника родительского отношения (ОРО) выявите чувства родителей к ребенку, поведенческие стереотипы в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера ребенка, его поступков.
Предложите родителям отметить высказывания, с которыми они согласны, знаком «+» и высказывания, с которыми они не согласны, знаком «-». Посчитайте баллы и соотнесите их с процентильными рангами. Высокий ранг свидетельствует о выраженности характеристики родительского отношения.
В таблице расписано содержание компонентов отношения родителей к ребенку под каждую из пяти шкал методики ОРО.
https://infourok.ru/sem-metodik-kotorie-pomogut-diagnostirovat-detskoroditelskie-otnosheniya-3070393.html