Семья как малая социальная группа

Семья как малая социальная группа

“Нет ничего важнее семьи. Семья — это главное”. И не потому, что так говорил Доминик Торетто, а потому, что это один из важнейших социальных институтов, оказывающих огромное воздействие на человека. Почему семья так важна и что она вообще представляет собой в контексте обществознания? Давай разбираться!

Семья как социальный институт

Прежде чем начать изучение семьи как социальной группы, необходимо рассмотреть семью как социального институт. Кстати, в статье “Социальные институты” ты можешь подробнее узнать о сущности этих элементов общества.

Семья как социальный институт — система взаимодействий и связей людей, выполняющих функции воспроизводства населения и социализации личности, тем самым удовлетворяя общественные потребности.

Признаки семьи как социального института:

  • существование комплекса ролей (в семье у нас существуют роли мамы, папы, брата, сестры, детей и др);
  • наличие определенных норм поведения (в семье существуют особые правила, которых должны придерживаться её члены);
  • семейные ценности (родственные связи, семейный очаг, материнство и др) и тд.

Но чаще всего семья рассматривается именно как социальная группа.

Семья — группа людей, связанная кровным родством, узами брака или отношениями усыновитель-усыновленный, объединенная общностью быта, взаимными обязанностями супругов по воспитанию детей.

Какие функции выполняет семья?

Репродуктивная (воспроизведение себе подобных, чтобы человеческий род не прекратил свое существование)

Пример: Супруги Олег и Анна Алексеевы решили завести ребёнка, встали на учёт в клинике и через 9 месяцев у Алексеевых появился ребенок, что демонстрирует репродуктивную функцию семьи — продолжение рода.

Рекреационная (проведение совместного досуга с членами семьи)

Пример: Каждое воскресенье семья Сидоровых устраивает совместный отдых: родители и дети гуляют в парке, ходят в кино и в театры, тем самым проводя время и отдыхая вместе.

Сексуальная (оказывает влияние на половое воспитание и ориентацию ребенка)

Пример: В семье Честных мама проводит с дочерью беседы касаемо полового и сексуального воспитания, тем самым осуществляя сексуальную функцию семьи.

Эмоциональная (оказывает эмоциональную и психологическую поддержку человеку, дает уверенность в завтрашнем дне)

Пример: Полину очень волнует тот факт, что в художественной школе с ней никто не общается. Придя домой, девочка поделилась об этом с родителями, они ее поддержали, дали совет и успокоили, заверив, что она умная и хорошая девочка, тем самым оказав ей эмоциональную поддержку.

Экономическая (семья — один из главных потребителей всего, что производится в обществе)

Читать статью  Диагностика проблем семьи

Пример: Раз в месяц семья Ивановых ездит в большой гипермаркет и покупает там продукты, тем самым участвуя в процессе воспроизводства и выполняя свою экономическую функцию.

Социализации (семья — один из главных институтов социализации. Об этом процессе подробнее можешь узнать в статье “Социализация индивида”)

Пример: Родители Гоши всегда объясняют мальчику, как нужно вести себя в обществе, общаться с людьми, отличать хорошее от плохого. Родители воспитывают сына, тем самым участвуя в процессе его социализации.

Защитная (семья охраняет своих членов от любых негативных воздействий: экономических, финансовых, физических)

Пример: Папа Оли никогда не дает дочку в обиду: всегда защищает ее от злых шуток одноклассников, встречает ее после школы, провожает на занятия, тем самым обеспечивая защиту в самых различных планах.

Также немаловажным проявлением защитной функции семьи является и защита ребенка с точки зрения права. Давайте разберем это более подробно.

Для начала определим, кто для права является ребенком.

Ребенок – это несовершеннолетнее лицо, то есть каждое человек от рождения и до 18 лет.

С самого нашего рождения мы получаем ряд прав, данных нам Конституцией РФ, Семейным Кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами.

Субъективное право – это мера дозволенного поведения субъекта правоотношений, обеспечиваемая государством.

Согласно Семейному Кодексу РФ права ребенка можно разделить на две основные группы:

  1. Личные неимущественные правагруппа прав, которые принадлежат человеку с рождения и в силу закона, которые нельзя забрать у человека или передать кому-то.

К личным неимущественным правам ребенка относятся следующие:

  • право жить и воспитываться в семье;
  • право на общение с родителями и другими родственниками;
  • право на защиту;
  • право выражать свое мнение;
  • право на фамилию, имя, отчество.

2) Имущественные права группа прав ребенка, которые возникают у него по поводу обладания каким-либо имуществом.

К имущественным правам ребенка можно отнести следующие права.

  • Право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи.
    Например, карманные деньги, чтобы купить булочку при прогулке.
  • Право на собственность, на полученные ребенком доходы, и имущество, полученное в дар или по наследству.
    Например, бабушка подарила Васе квартиру, он стал ей владеть и впоследствии жил в ней.
  • Право владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании и их совместном согласии. Например, Катя пользуется теми же бытовыми приборами, что и ее родители, а ее 17-летний брат Аркадий вместе с их отцом пользуется мопедом, так как у него уже есть водительские права данной категории.

Какие виды семей выделяются?

По характеру принятия решений:

Читать статью  Многодетные семьи в России: явные и скрытые проблемы

По типу наследования:

По структуре родственных связей:

По количеству детей:

По типу воспитания:

Общество не стоит на месте. Социальные перемены в обществе влекут за собой изменения и функций семьи.

Например, если в традиционном обществе семья являлась главной производственной ячейкой, то в современное время она передала эту функцию другим институтам производства.

Изменение семьи как института (что поменялось в современной семье по сравнению с прошлым):

  • Сокращение численного состава семьи.
  • Смена традиционных ролей, которые играли муж и жена.
  • Более позднее заключение брака между молодыми людьми.
  • Снижение ценности семьи с детьми, единства всех семейных поколений; выдвижение на первый план эгоистических ценностей.
  • Усиление девиантного поведения в семье (злоупотребление алкоголем, семейное насилие и т.д.).
  • Ослабление уз брака: распадается каждый второй брак (70% разводов в молодых семьях), уменьшается число законных браков.

Тенденции развития семьи (в каком направлении идёт дальнейшее изменение современной семьи):

  • Изменение положения женщины в семье (жена начинает распоряжаться семейным бюджетом).
  • Ослабевание связей между родственниками, отсюда разрушается многопоколенная семья и большая часть семей становится нуклеарными.
  • Развитие семьи партнерского типа, в которой возрастает авторитет женщины как личности, матери, жены.
  • Происходит разделение институтов брака и семьи, т.е. уменьшается число лиц, вступающих в законный брак, и растет количество фактических, но юридически не оформленных семейных союзов.
  • Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и брошенных детей и т.д.

Некоторые тенденции могут нести для института семьи негативный окрас. Например, ослабление связей между родственниками может повлечь за собой ухудшение обстановки в семье и возникновению споров, конфликтов и т.д. Все это приводит к формированию ставшей уже вечной проблеме отцов и детей.

Какие основные проблемы могут существовать в рамках данного «столкновения»?

  • Отцы (старшее поколение) нередко считают благосостояние итогом тяжелого труда – дети принимают достаток как нечто само собой разумеющееся.

То есть старшее поколение по большей степени оценивает физический труд человека, а также насколько тяжело тебе дается тебе то или иное задание, работа: чем тяжелее, тем больше почета со стороны старших. Но молодое поколение часто не смотрит на это и считает, что деньги, машины и т.д. появляются просто так, для этого не нужно прикладывать каких-то усилий.

  • Отцы рассматривают работу как добродетель, а дети – как неизбежность.
Читать статью  Степень научной разработанности во введении дипломной работы

Благодаря работе можно получить доход, статус в обществе, узнать что-то новое, по мнению старших. Для детей работа часто является неизбежностью, так как это основной источник дохода, и часто работа не соотносится с реальными желаниями и возможностями человека, так как занимает много времени, забирает много сил.

Важно понимать, что каждое новое поколение не хуже и не лучше предшествующих. Оно просто другое. В основе гармоничных отношений между поколениями – взаимное уважение, умение прислушиваться к мнению другого и быть готовым пойти на компромисс.

Несмотря на все негативные тенденции, семья остаётся одним из главных институтов первичной социализации. Кстати, об этом процессе ты можешь подробнее узнать в статье “Социализация индивида”.

Фактчек

  • Семья — группа людей, связанная кровным родством, узами брака или отношениями усыновитель-усыновленный, объединенная общностью быта, взаимными обязанностями супругов по воспитанию детей.
  • Семья выполняет репродуктивную, экономическую, воспитательную, защитную, эмоциональную, рекреационную и другие функции.
  • Выделяют множество критериев классификации семей: по структуре родственных связей (нуклеарная, расширенная); по характеру принятия решений (традиционная, эгалитарная), по наследованию (патрилинеальная, матрилинеальная); по главе семьи (патриархальная, матриархальная); по количеству детей (бездетная, малодетная и многодетная); по типу воспитания (авторитарная, демократическая, либеральная).
  • Среди тенденций развития семьи можно выделить изменение положения женщины в семье, ослабевание связей между родственниками, развитие семьи партнерского типа и другие тенденции.

Проверь себя

Задание 1.
Какая из функций семьи характеризуется как воспроизведение себе подобных, чтобы человеческий род не прекратил свое существование?

  1. репродуктивная
  2. рекреационная
  3. защитная
  4. экономическая

Задание 2.
Какая из функций семьи характеризуется как оказание эмоциональной и психологической поддержки человеку?

  1. социализация
  2. рекреационная
  3. защитная
  4. эмоциональная

Задание 3.
Какая из функций семьи характеризуется как то, что семья охраняет своих членов от любых негативных воздействий?

  1. репродуктивная
  2. экономическая
  3. защитная
  4. рекреационная

Задание 4.
Какие виды семей выделяются в соответствии с критерием структуры родственных связей?

  1. традиционная и эгалитарная
  2. нуклеарная и расширенная
  3. патриархальная и матриархальная
  4. авторитарная, либеральная и демократическая

Задание 5.
Какие виды семей выделяются в соответствии с критерием типа воспитания детей?

  1. традиционная и эгалитарная
  2. нуклеарная и расширенная
  3. патриархальная и матриархальная
  4. авторитарная, либеральная и демократическая

Ответы: 1 — 1; 2 — 4; 3 — 3; 4 — 2; 5 — 4.

https://umschool.net/library/obshhestvoznanie/semya-kak-malaya-soczialnaya-gruppa/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх