Семья как малая социальная группа
“Нет ничего важнее семьи. Семья — это главное”. И не потому, что так говорил Доминик Торетто, а потому, что это один из важнейших социальных институтов, оказывающих огромное воздействие на человека. Почему семья так важна и что она вообще представляет собой в контексте обществознания? Давай разбираться!
Семья как социальный институт
Прежде чем начать изучение семьи как социальной группы, необходимо рассмотреть семью как социального институт. Кстати, в статье “Социальные институты” ты можешь подробнее узнать о сущности этих элементов общества.
Семья как социальный институт — система взаимодействий и связей людей, выполняющих функции воспроизводства населения и социализации личности, тем самым удовлетворяя общественные потребности.
Признаки семьи как социального института:
- существование комплекса ролей (в семье у нас существуют роли мамы, папы, брата, сестры, детей и др);
- наличие определенных норм поведения (в семье существуют особые правила, которых должны придерживаться её члены);
- семейные ценности (родственные связи, семейный очаг, материнство и др) и тд.
Но чаще всего семья рассматривается именно как социальная группа.
Семья — группа людей, связанная кровным родством, узами брака или отношениями усыновитель-усыновленный, объединенная общностью быта, взаимными обязанностями супругов по воспитанию детей.
Какие функции выполняет семья?
Репродуктивная (воспроизведение себе подобных, чтобы человеческий род не прекратил свое существование)
Пример: Супруги Олег и Анна Алексеевы решили завести ребёнка, встали на учёт в клинике и через 9 месяцев у Алексеевых появился ребенок, что демонстрирует репродуктивную функцию семьи — продолжение рода.
Рекреационная (проведение совместного досуга с членами семьи)
Пример: Каждое воскресенье семья Сидоровых устраивает совместный отдых: родители и дети гуляют в парке, ходят в кино и в театры, тем самым проводя время и отдыхая вместе.
Сексуальная (оказывает влияние на половое воспитание и ориентацию ребенка)
Пример: В семье Честных мама проводит с дочерью беседы касаемо полового и сексуального воспитания, тем самым осуществляя сексуальную функцию семьи.
Эмоциональная (оказывает эмоциональную и психологическую поддержку человеку, дает уверенность в завтрашнем дне)
Пример: Полину очень волнует тот факт, что в художественной школе с ней никто не общается. Придя домой, девочка поделилась об этом с родителями, они ее поддержали, дали совет и успокоили, заверив, что она умная и хорошая девочка, тем самым оказав ей эмоциональную поддержку.
Экономическая (семья — один из главных потребителей всего, что производится в обществе)
Пример: Раз в месяц семья Ивановых ездит в большой гипермаркет и покупает там продукты, тем самым участвуя в процессе воспроизводства и выполняя свою экономическую функцию.
Социализации (семья — один из главных институтов социализации. Об этом процессе подробнее можешь узнать в статье “Социализация индивида”)
Пример: Родители Гоши всегда объясняют мальчику, как нужно вести себя в обществе, общаться с людьми, отличать хорошее от плохого. Родители воспитывают сына, тем самым участвуя в процессе его социализации.
Защитная (семья охраняет своих членов от любых негативных воздействий: экономических, финансовых, физических)
Пример: Папа Оли никогда не дает дочку в обиду: всегда защищает ее от злых шуток одноклассников, встречает ее после школы, провожает на занятия, тем самым обеспечивая защиту в самых различных планах.
Также немаловажным проявлением защитной функции семьи является и защита ребенка с точки зрения права. Давайте разберем это более подробно.
Для начала определим, кто для права является ребенком.
Ребенок – это несовершеннолетнее лицо, то есть каждое человек от рождения и до 18 лет.
С самого нашего рождения мы получаем ряд прав, данных нам Конституцией РФ, Семейным Кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами.
Субъективное право – это мера дозволенного поведения субъекта правоотношений, обеспечиваемая государством.
Согласно Семейному Кодексу РФ права ребенка можно разделить на две основные группы:
- Личные неимущественные права–группа прав, которые принадлежат человеку с рождения и в силу закона, которые нельзя забрать у человека или передать кому-то.
К личным неимущественным правам ребенка относятся следующие:
- право жить и воспитываться в семье;
- право на общение с родителями и другими родственниками;
- право на защиту;
- право выражать свое мнение;
- право на фамилию, имя, отчество.
2) Имущественные права – группа прав ребенка, которые возникают у него по поводу обладания каким-либо имуществом.
К имущественным правам ребенка можно отнести следующие права.
- Право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи.
Например, карманные деньги, чтобы купить булочку при прогулке.
- Право на собственность, на полученные ребенком доходы, и имущество, полученное в дар или по наследству.
Например, бабушка подарила Васе квартиру, он стал ей владеть и впоследствии жил в ней. - Право владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании и их совместном согласии. Например, Катя пользуется теми же бытовыми приборами, что и ее родители, а ее 17-летний брат Аркадий вместе с их отцом пользуется мопедом, так как у него уже есть водительские права данной категории.
Какие виды семей выделяются?
По характеру принятия решений:
По типу наследования:
По структуре родственных связей:
По количеству детей:
По типу воспитания:
Общество не стоит на месте. Социальные перемены в обществе влекут за собой изменения и функций семьи.
Например, если в традиционном обществе семья являлась главной производственной ячейкой, то в современное время она передала эту функцию другим институтам производства.
Изменение семьи как института (что поменялось в современной семье по сравнению с прошлым):
- Сокращение численного состава семьи.
- Смена традиционных ролей, которые играли муж и жена.
- Более позднее заключение брака между молодыми людьми.
- Снижение ценности семьи с детьми, единства всех семейных поколений; выдвижение на первый план эгоистических ценностей.
- Усиление девиантного поведения в семье (злоупотребление алкоголем, семейное насилие и т.д.).
- Ослабление уз брака: распадается каждый второй брак (70% разводов в молодых семьях), уменьшается число законных браков.
Тенденции развития семьи (в каком направлении идёт дальнейшее изменение современной семьи):
- Изменение положения женщины в семье (жена начинает распоряжаться семейным бюджетом).
- Ослабевание связей между родственниками, отсюда разрушается многопоколенная семья и большая часть семей становится нуклеарными.
- Развитие семьи партнерского типа, в которой возрастает авторитет женщины как личности, матери, жены.
- Происходит разделение институтов брака и семьи, т.е. уменьшается число лиц, вступающих в законный брак, и растет количество фактических, но юридически не оформленных семейных союзов.
- Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и брошенных детей и т.д.
Некоторые тенденции могут нести для института семьи негативный окрас. Например, ослабление связей между родственниками может повлечь за собой ухудшение обстановки в семье и возникновению споров, конфликтов и т.д. Все это приводит к формированию ставшей уже вечной проблеме отцов и детей.
Какие основные проблемы могут существовать в рамках данного «столкновения»?
- Отцы (старшее поколение) нередко считают благосостояние итогом тяжелого труда – дети принимают достаток как нечто само собой разумеющееся.
То есть старшее поколение по большей степени оценивает физический труд человека, а также насколько тяжело тебе дается тебе то или иное задание, работа: чем тяжелее, тем больше почета со стороны старших. Но молодое поколение часто не смотрит на это и считает, что деньги, машины и т.д. появляются просто так, для этого не нужно прикладывать каких-то усилий.
- Отцы рассматривают работу как добродетель, а дети – как неизбежность.
Благодаря работе можно получить доход, статус в обществе, узнать что-то новое, по мнению старших. Для детей работа часто является неизбежностью, так как это основной источник дохода, и часто работа не соотносится с реальными желаниями и возможностями человека, так как занимает много времени, забирает много сил.
Важно понимать, что каждое новое поколение не хуже и не лучше предшествующих. Оно просто другое. В основе гармоничных отношений между поколениями – взаимное уважение, умение прислушиваться к мнению другого и быть готовым пойти на компромисс.
Несмотря на все негативные тенденции, семья остаётся одним из главных институтов первичной социализации. Кстати, об этом процессе ты можешь подробнее узнать в статье “Социализация индивида”.
Фактчек
- Семья — группа людей, связанная кровным родством, узами брака или отношениями усыновитель-усыновленный, объединенная общностью быта, взаимными обязанностями супругов по воспитанию детей.
- Семья выполняет репродуктивную, экономическую, воспитательную, защитную, эмоциональную, рекреационную и другие функции.
- Выделяют множество критериев классификации семей: по структуре родственных связей (нуклеарная, расширенная); по характеру принятия решений (традиционная, эгалитарная), по наследованию (патрилинеальная, матрилинеальная); по главе семьи (патриархальная, матриархальная); по количеству детей (бездетная, малодетная и многодетная); по типу воспитания (авторитарная, демократическая, либеральная).
- Среди тенденций развития семьи можно выделить изменение положения женщины в семье, ослабевание связей между родственниками, развитие семьи партнерского типа и другие тенденции.
Проверь себя
Задание 1.
Какая из функций семьи характеризуется как воспроизведение себе подобных, чтобы человеческий род не прекратил свое существование?
- репродуктивная
- рекреационная
- защитная
- экономическая
Задание 2.
Какая из функций семьи характеризуется как оказание эмоциональной и психологической поддержки человеку?
- социализация
- рекреационная
- защитная
- эмоциональная
Задание 3.
Какая из функций семьи характеризуется как то, что семья охраняет своих членов от любых негативных воздействий?
- репродуктивная
- экономическая
- защитная
- рекреационная
Задание 4.
Какие виды семей выделяются в соответствии с критерием структуры родственных связей?
- традиционная и эгалитарная
- нуклеарная и расширенная
- патриархальная и матриархальная
- авторитарная, либеральная и демократическая
Задание 5.
Какие виды семей выделяются в соответствии с критерием типа воспитания детей?
- традиционная и эгалитарная
- нуклеарная и расширенная
- патриархальная и матриархальная
- авторитарная, либеральная и демократическая
Ответы: 1 — 1; 2 — 4; 3 — 3; 4 — 2; 5 — 4.
https://umschool.net/library/obshhestvoznanie/semya-kak-malaya-soczialnaya-gruppa/