Любовь, брак и семья в различных философских традициях — История развития семейных и брачных отношений
Семейно-брачные отношения представляют интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти основных институтов общества, что придает ей стабильность и способность пополнять население в каждом последующем поколении. В то же время семья функционирует как небольшая группа — самая сплоченная и стабильная ячейка общества. На протяжении всей своей жизни человек принадлежит к самым разным группам — группам сверстников, друзей, школьным классам, рабочему сообществу, спортивным командам — но только семья должна оставаться группой, которую он никогда не покидает.
В ходе культурно-исторического развития изменилась не только форма семейно-брачных отношений, но и содержание этих отношений, особенно между мужем и женой. Рассмотрение причин возникновения той или иной формы брака представляет интерес для культурно-исторического анализа, рассмотрения причин кризиса семьи в настоящее время. Таким образом, цель исследования может быть представлена как исследование типов брака и семьи в традиционном обществе, развитие института семьи и брака. Необходимо проследить происхождение, историю и развитие института брака и семьи, рассмотреть исторические формы брака с использованием методов базового теоретического изучения, описания, сравнения, а также анализа.
На тему «Брак и семья» написано много работ, проведено много исследований. Разносторонние исследования и рассмотрение в различных аспектах этого вопроса педагогами, психологами, социологами, философами и другими учеными. Русские философы религии Н. Бердяев, В. Розанов писали о браке. В настоящее время проблема брака и семьи изучается Y. И. Семенов, М. А. Миллер, Д. З. Капустин, В. Н. Дружинин и другие.
У каждого человека есть своя концепция и своя позиция по вопросам брака. Более глубокое изучение этого вопроса всегда вызывает дополнительные вопросы и проблемы, различные взгляды, мнения, предположения. Наша повседневная жизнь противоречива и непредсказуема, поэтому список проблем, о которых идет речь, бесконечен.
В энциклопедическом словаре брак интерпретируется как «семейный союз мужчины и женщины, из которого вытекают их права и обязанности друг перед другом и перед своими детьми». В большинстве современных штатов закон требует соответствующей регистрации браков в специальных государственных органах; кроме того, в некоторых штатах юридическое значение придается бракам, заключенным по религиозным обрядам.
Интересно отметить аргументацию Прентиса Мюльдорфа, высказанную еще в начале 20-го века. «Чем более тонкое начало в природе — женское, тем более развитая творческая сила — мужская. Душа и дух женщины составляют необходимую часть души и духа мужчины. Их слияние создает Единство. Женщина — не более слабый духовный сосуд, а только более тонкий. Можно беззвучно передать ценную мысль другому человеку, не обмениваясь с ним ни единым словом. Это женщина, которая приносит мысли, она — посланница небес, все, что создается, — ее дело. Все низкие, грубые, вульгарные мысли вредны друг другу и могут стать вредными для обоих. Оба постараются набраться сил для блага человечества. Настоящий брак возможен только тогда, когда муж осознает, что жена дает ему новые мысли и ясное понимание, а жена создает у мужа силы для того, чтобы делать то, что она не может. Мужья и жены начинают понимать истинную ценность своего союза, когда их объединяет желание наделить друг друга психическим здоровьем, когда вся их жизнь направлена на одну великую цель».
История развития семейных и брачных отношений
Семья занимает особое место в жизни каждого человека. Ребенок растет в семье, усваивает нормы общественной жизни, человеческих отношений, впитывает хорошее и плохое из семьи. Когда дети растут в своих семьях, они копируют все, что было в семьях их родителей. Отношения ребенка с окружающей средой регулируются в семье, и он испытывает нравственность в семье. Моральные нормы поведения. Семья выполняет социальную функцию и формирует личность в соответствии со своим культурным, социальным и духовным уровнем. Условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни — все это зависит от социальной политики государства, а состояние государства зависит от состояния семьи.
Основные понятия и актуальные социально-психологические вопросы семьи не могут рассматриваться без знания таких понятий, как личность, общество, семья, брак, супружество.
Семья является ядром общества, основной формой организации личной жизни, основанной на супружеской общности и родстве, то есть на многогранных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, которые живут вместе и имеют общее хозяйство.
Личность — это феномен социального развития, конкретная личность с сознанием и самосознанием.
Общество — это своеобразное социально-профессиональное сообщество, деятельность которого осуществляется не в абстрактном, а в специфическом, как правило, условно ограниченном и замкнутом пространстве и полностью определяется характером преобладающих межличностных, межгрупповых отношений и профессиональной деятельности.
Общество — это прежде всего политико-социологическая концепция, характеризующаяся совокупностью социальных отношений между людьми в стране, структурой которых является семья. А также социальные, возрастные, профессиональные и другие номинальные и реальные группы, а также государство.
Брак — это личное взаимодействие между мужчиной и женщиной, основанное на моральных принципах и поддерживаемое присущими им ценностями.
Брак — это исторически преобразованная социальная форма отношений между мужчиной и женщиной. посредством которого общество регулирует их супружеские родительские права и обязанности. Основой семьи не всегда являются супружеские отношения. Семья — это более сложная система взаимоотношений, чем брак, потому что она объединяет не только супругов, но и детей, родственников, близких родственников.
Семья является основным институтом социализации подрастающего поколения и представляет собой личную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется параметрами конкретной семьи:
-демографическая — структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включая только родителей и детей; полная или неполная; бездетная, с одним ребенком, маленькая или большая);
-социо-культурный — образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;
-социально-экономическое — пребывание и трудоустройство родителей.
-технические и гигиенические условия проживания, оснащение жилища, особенности быта.
Семья как небольшая социальная группа имеет ряд уникальных психологических характеристик:
-наличие не одной, а совокупности общих семейных ценностей, которые могут измениться в процессе развития семьи;
-Наличие диады (супружеской пары), отношения в которой в значительной степени определяют характер взаимодействия в семье;
-Включение в нее представителей разных поколений гораздо более продолжительный период близкого знакомства между ее членами, чем в других группах;
-Совместная производственная деятельность.
Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основой является брак — законное признание отношений между мужчиной и женщиной, которое сопровождается рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями семьи являются совместная деятельность и определенное пространственное положение — квартира, дом, земля как экономическая основа их жизни. Таким образом, семья — это общность людей на основе единой общей семейной деятельности, связанная узами брака — отцовством — родством (кровным и духовным), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи.
Как появился парный брак
Супружеский брак возник в связи с необходимостью сделать отношения между сексуальными партнерами более стабильными. Позже мужчина постепенно становится кормильцем детей и формируется хозяйственная единица, меняется суть брака: его целью, помимо регулирования половых отношений, становится создание семьи, забота и воспитание детей.
Одна из первых попыток определить сущность брачно-семейных отношений была предпринята древнегреческим философом Платоном. Он считал семью изначальной социальной ячейкой: государство возникает в результате союза семей. Однако Платон не был последователен в своих взглядах на семью. В проекте идеального государства, в целях достижения социальной сплоченности, он предложил ввести сообщество жен, детей и имущества.
В Древней Руси слово «брак» неразрывно связано с Церковью, христианством. Церковь определяет брак как таинство, посредством которого два существа сливаются в «одну плоть», союз, подобный союзу Христа с Церковью. Государство мало вмешивалось во внутренние дела семейной жизни. Но, предоставив полную автономию семье, государство, тем не менее, обеспечило ее силу. Нарушения супружеских связей подвергались жестокому преследованию и суровому наказанию, особенно в древние времена. Чтобы укрепить связь, государство и Церковь решительно препятствовали ее разделению, а католицизм и по сей день не допускает разводов: «Что Бог объединил, то и человеку не давай опускать руки». С этой целью жена была передана под опеку мужа, а дети — в распоряжение их родителей. Например, по уставу 1649 года в России убийство сына или дочери наказывалось всего лишь 1 годом лишения свободы. В то же время дети ни при каких обстоятельствах не имели права жаловаться своим родителям, общественное мнение не признавало ответственность родителей перед своими детьми, но жестоко наказывало детей, которые не почитали своих родителей (родительское проклятие).
Патриархальная семья обычно состояла из нескольких поколений. Старший мужчина был во главе, после смерти отца — старший сын. Все они подчинялись безоговорочно. Только по воле родителей были женаты. В семье, в основном, уважали мужчину, а женщина брала на себя роль подчиненного.
Особенности взаимоотношений и воспитания детей нашли отражение в пословицах и поговорках:
«Плохая жена делает тебя старым, хорошая — молодым».
«Есть много отцов, но только одна мать.»
«Тот, у кого много детей, не забыт Богом.»
«Если твои родители живы, помни их, если они мертвы, помни их».
«Воспитание детей не похоже на ощипывание цыплят».
Заключение Брака подразумевает определенный объем совместной психологической работы по адаптации друг к другу и сохранению в течение длительного времени преобладающего позитивного отношения, необходимого для приятного сосуществования. Существует множество разновидностей позитивного отношения друг к другу, от дружбы и сочувствия до любви и страсти.
Семья — это не только ядро общества, но и своеобразная основа любого производства. В настоящее время постепенно исчезает представление о семье как о средстве рождения детей, гораздо чаще семья рассматривается как средство удовлетворения эмоциональных и интеллектуальных потребностей человека. Однако в условиях глобализации и ускорения жизни семья часто рассматривается также как безопасное отступление, гарант стабильности, а иногда и как творческая или деловая ассоциация.
Различные форматы брака
В истории человечества существовало множество форм социального регулирования отношений между полами. Некоторые из этих форм были характерны для отдельных племен, другие были более распространены, но все они соответствовали определенному этапу социально-экономического развития общества. Для примитивной человеческой стаи существовала своеобразная форма сексуальных отношений, которую можно назвать беспорядочной, поскольку до сих пор не существовало ограничений, которые впоследствии были установлены обычаем. Такие отношения со временем стали привносить дезорганизацию в жизнь первобытных людей (острые конфликты и драки во время подготовки к охоте). Это стало тормозить развитие производственных отношений и угрожать существованию первобытного стада. Ограничение сексуального влечения началось с установления примитивной общиной сексуальных табу, что помогло удержать это влечение в определенных пределах.
Важным шагом в регулировании сексуальных отношений между мужчинами и женщинами стало исключение половых контактов между родителями и детьми. Эта санкция может рассматриваться как историческая граница между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей регулировалась только их природой, и браком как социально регулируемыми отношениями между полами. (Табу были повсюду. Веддинские племена на Цейлоне не могли жениться на старшей сестре, а младшие не могли жениться на дочери»).
На ранней стадии первобытно-общинного строя, с появлением клана, возникли групповые браки. Эта форма группового брака была экзогамией — абсолютное запрещение всех сексуальных отношений внутри клана, требование вступать в половые отношения только с представителями других кланов. Среди исследователей существуют разные точки зрения о происхождении экзогамии:
- она возникла потому, что браки между кровными родственниками привели к появлению низших детей.
- жизнь требовала больше социальных контактов и связей с другими человеческими союзами.
- таким образом можно было добиться установления социального мира в семье, поскольку сексуальные отношения часто провоцировали эти конфликты.
Наиболее вероятной причиной экзогамии представляется сочетание всех этих обстоятельств. Но такие браки еще не привели к созданию семьи. Дети принадлежали ко всему клану и воспитывались в клановой общине. Более того, первобытные народы считали, что муж не имеет биологической связи с детьми своей жены. Они считали, что беременность наступила только по одной причине: духовный род женщины имплантировал в ее тело духовного ребенка. (Жители Тробриандских островов — вместо того, чтобы обвинить своих жен в прелюбодеянии, которое считалось тяжким преступлением среди жителей этих островов, мужья искренне радовались тому, что духи богов посетили дом во время их отсутствия).
К групповым бракам относится многоженство (многоженство), которое также включает многоженство (многоженство) и многоженство (полибрак), в котором женщина имеет нескольких мужей, как правило, братьев. Джордж Мердок -1949 исследовал и обнаружил, что 145 обществ имеют многожёнство; 40 — моногамию (брак между 1 мужчиной и 1 женщиной); 2 — многожёнство.
Почему в одних обществах существует одна форма брака, а в других — другая? Многие ученые подчеркивают роль экономических факторов. Например, распространенность полигенности среди чукотских оленеводов в Сибири объясняется тем, что каждое стадо должно пастись отдельно и каждому стаду нужен пастух, который, в свою очередь, нуждается в нескольких женщинах-помощницах. В Тибете земля, принадлежащая семье, унаследована всеми сыновьями вместе, она не разделена на отдельные участки, слишком маленькие, чтобы содержать семью каждого брата, поэтому братья используют землю вместе и имеют общую жену. Но большую роль играют и другие факторы — например, социальные войны.
Развитие первобытного общества привело к замене группового брака браком между парами. Моногамия привела к концу матриархата. Человек хотел завещать свою собственность своим детям. На этом этапе мужчина жил с женщиной, но прелюбодеяние оставалось правом мужчины, в то же время от женщин требовалась строгая верность, а прелюбодеяние каралось суровым наказанием. Брачный союз, однако, может быть легко расторгнут любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежали только матери. Экономическая единица долгое время оставалась кланом.
Основные формы развития семейных отношений
С развитием общества, изменением производственной и экономической жизни и социальной структуры, преобразованием института семьи и появлением новых форм. Прежде всего, на институциональную трансформацию семьи повлиял переход к индустриальному обществу, произошедший в западных странах в XVII-XIX веках. К факторам трансформации семьи можно отнести следующие:
-усиление горизонтальной социальной мобильности, увеличение миграции, что привело к ослаблению или распаду родственных связей;
- Повышенная вертикальная мобильность и, как следствие, большая социальная дистанция между родственниками-различиями в статусе создают психологическую напряженность и отчуждение во взаимоотношениях;
- Развитие систем государственной и общественной социальной помощи, частично заменяющих поддержку родственных связей;
- утрата семьей функции самостоятельной экономической единицы; члены семьи вовлечены в различные производственные системы индустриального общества и имеют независимые источники дохода
- вовлечение женщин в систему социального производства и, следовательно, изменение социальной роли женщин, их эмансипация и расширение их самостоятельности от мужчин в семье
- Развитие внесемейных форм социализации, образования и воспитания.
Все эти процессы привели к замене патриархальной семьи новым типом — нуклеарной семьей. Это семья, состоящая из мужчины и женщины и их прямых потомков. В настоящее время ядерный тип семьи является самым распространенным в мире. В основе нуклеарной семьи лежат более свободные отношения, степень общественного контроля значительно ниже по сравнению с патриархальной семьей, но это делает такую семью менее стабильной, более склонной к кризисам [6, с. 10]. Модификации ядерной семьи очень разнообразны. Они включают в себя:
1.Ядерная семья с небольшим количеством детей, состоящая из родителей и 1-2 детей;
2.расширенная нуклеарная семья, состоящая из родителей и 3 и более детей;
3.бездетная семья, состоящая из мужа и жены;
4.многопоколенческая семья (обычно три поколения: дедушки — дети — внуки).
Формы семейств разнообразны, их типология зависит от объекта исследования. Рассмотрим наиболее типичные современные модели семейства:
-Моногамная семья состоит из супружеской пары — мужа и жены;
-Полигамный — это брак одного с несколькими;
-Ядерная семья, состоящая из родителей и детей, т.е. два поколения;
-Расширенная семья объединяет две или более нуклеарные семьи с общим домашним хозяйством и состоит из трех или более поколений — праотцов, родителей и детей (внуков);
-Патриархальная (традиционная) семья — самый архаичный тип семьи: много детей, вместе живут разные поколения родственников и родственников, строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи;
-Незавершенные, материнские, «пустые гнезда» (супруги, дети которых покинули родительскую семью), состоящие из двух человек;
-Альтернативные семьи: самые важные из них — это совместное проживание без брака и формирование коммуны, гетеросексуальных пар.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
- Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Человек в концепциях космизма
- Качество и количество
- Новейшая социальная философия
- Формы направленного изменения: проблема революционного и эволюционного развития общества
- Переход от гносеологии к онтологии
- Проблема выбора субъектом жизненных ориентиров, сознательного построения образа жизни
- Вопрос о роли сознания в человеческой деятельности
- Георг Вильгельм Гегель, немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии
- Наука в современной цивилизации
- Древнеиндийская философия
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
https://lfirmal.com/lyubov-brak-i-semya-v-razlichnyh-filosofskih-tradiciyah/