3. Методы психодиагностики классификация и виды

3. Методы психодиагностики классификация и виды

Привет, Вы узнаете о том , что такое методы психодиагностики, Разберем основные их виды и особенности использования. Еще будет много подробных примеров и описаний. Для того чтобы лучше понимать что такое методы психодиагностики , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Психодиагностика в управлении персоналом. Цель темы: рассмотреть основные методы психодиагностики , предъявляемые к ним требования, их достоинства и недостатки. План темы: 3.1 Количественные и качественные методы психодиагностики. Требования к количественным методикам: понятия «надежность», «валидность». Общая характеристика качественных методов психодиагностики, возможности, области применения, ограничения. 3.2 Наблюдение как важнейший метод социально – психологического исследования. Специфика наблюдения как научного метода, его отличие от обыденного процесса. Цели, категории, единицы наблюдения. Подготовка протоколов наблюдения. Возможности и ограничения метода. Наблюдение как метод оценки уровня профессионализма. 3.3 Эксперимент, тестирование, опрос, метод исследования процессов и результатов деятельности, моделирование. Специфика методов, формы представленности. Достоинства и недостатки методов. Дискуссия по теме: Возможности и ограничения метода наблюдения в практике специалиста по управлению персоналом.

3.1 Количественные и качественные методы психодиагностики. Требования к количественным методикам: понятия «надежность», «валидность». Общая характеристика качественных методов психодиагностики, возможности, области применения, ограничения

Слово «психодиагностика» имеет в психологии два основных значения. 1. Область научных психологических знаний и исследований, 2. Область практического применения психологических знаний. Как сфера науки психодиагностика включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагностики. Как область практики она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. И в том и в другом случае речь идет о способах оценки психологических процессов, свойств и состояний человека. Теоретическая психодиагностика научно обосновывает, как это лучше сделать, а практическая психодиагностика показывает, как это следует делать правильно и надежно. Выделяются психодиагностические методики, основанные на качественном и количественном анализе экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое свойство описывается в известных научных понятиях, а во втором случае – через относительную степень его развития у данного человека по сравнению с другими людьми. Иногда количественные и качественные характеристики сочетаются в рамках одной и той же методики, так что в итоге изучаемое свойство получает двойную – количественно-качественную характеристику. Например, в тесте Личко, предназначенном для диагностики акцентуаций характера у подростков, каждая из изучаемых черт характера имеет двойную характеристику – и количественную, и качественную одновременно. Методики, позволяющие получать количественные данные, отражающие степень развитости изучаемого свойства, дают возможность использовать меры и методы количественной обработки результатов психодиагностики. В то же самое время с помощью таких методик невозможно отличить друг от друга качественно различные психологические свойства, имеющие одинаковые количественные показатели.

Методы психодиагностики

В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человека. 3. Методы психодиагностики классификация и видыБланковые методики — такие, в которых испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме дать ответ. По полученным ответам испытуемого, в свою очередь, судят о психологии того человека, который эти ответы предложил. Широкая распространенность и практический интерес к бланковым методикам объясняются тем, что они относительно просты как для разработки, так и для использования и обработки получаемых результатов. Второе место по частоте встречаемости занимают опросные методики, в процессе применения которых исследователь психологии человека задает испытуемому устные вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы. Эти методики хороши тем, что не требуют подготовки специальных бланков и позволяют психодиагносту вести себя в отношении испытуемого достаточно гибко. Недостатком опросных методик является субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них. Кроме того, опросные методики трудно стандартизировать и, следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости получаемых результатов. 3. Методы психодиагностики классификация и видыТретье место по частоте использования занимают рисуночные психодиагностические методики. В них для изучения психологии и поведения испытуемых используются созданные ими рисунки, которые могут иметь как заданный тематически, так и спонтанный характер. Иногда применяется прием интерпретации испытуемыми стандартных, готовых изображений. Нередко в содержании этих изображений в наглядной форме представлены задачи, которые испытуемый должен решить (например, матричный тест Равена, рассматриваемый в одной из следующих глав). Первый и третий из описанных типов психодиагностических методик могут иметь два варианта: ручной и компьютерный. При ручном варианте методика с начала и до конца используется без применения средств электронно-вычислительной техники для презентации или обработки экспериментального материала. В компьютерном варианте на одном из указанных этапов психодиагностики применяется электронно-вычислительная техника. Например, текстовый и рисуночный материал можно предъявлять испытуемым через экран дисплея, а процессор машины использовать для производства количественных вычислений, а также вывода на печать получаемых результатов. Особое место среди психодиагностических методик занимают проективные, которые, в свою очередь, могут быть бланковыми, опросными и рисуночными. Частота их практического использования также достаточно велика и из года в год возрастает по той причине, что методики этой группы наиболее валидные и информативные. Следующая группа методик — объектибно-манипуляционные. В них решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать: собрать из заданных материалов, изготовить, разобрать и т.п.

Читать статью  Родственные отношения

Классификации психодиагностических методов

  • малая степень структурированности стимульного материала и нежесткость инструкции, что способствует свободе и разнообразию реакций человека;
  • разнообразие стимульного материала (от картинок и рассказов до игрушек и афоризмов);
  • неосознанность диспозиций, выраженных в ответах;
  • обусловленность реакций центральными компонентами личности, например, мотивами и потребностями;
  • нестандартный характер проективной техники (исследование нередко носит игровой характер).

Проективные методики, в отличие от многих других, не привязывают исследователя к определенным схемам интерпретации результатов. Они могут быть использованы в качестве инструмента для формулирования гипотез, так как позволяют получить важный для понимания внутреннего мира личности материал, который подлежит осмыслению и оценке диагноста вне зависимости от каких-либо теоретических предпочтений.

Л. Франком, одним из идеологов проективного подхода, предложена классификация проективных методов, которая с некоторыми дополнениями принимается и в настоящее время:

1) Конститутивные методики или методики структурирования: человеку предлагается неоформленный бессмысленный материал, которому он должен придать какой-либо субъективный смысл (например, тест Г.Роршаха);

2) Конструктивные методики или методики конструирования: предполагают создание и интерпретацию целого из оформленных деталей (игрушки, кубики и т.д.) например, тест мира или «песочница»:

3) Интерпретативные методики предполагают истолкование событий или ситуаций, которые допускают различные толкования (например, ТАТ Г.Мюррея, тест руки);

4) Аддитивные методики или методики дополнения (например, неоконченные предложения, рассказы, ассоциативный тест К.Юнга, тест Розенцвейга);

5) Экспрессивные методики или изучение продуктов изобразительной деятельности (например, многочисленные рисуночные тесты — Несуществующее животное, Дом-Дерево-Человек, Кинетический рисунок семьи и т.п.);

6) Импрессивные методики или методики предпочтения: предполагают расположение стимулов в порядке убывания их привлекательности (например, цветовой тест Люшера, Тест Сонди);

7) Рефрактивные методики или изучение непроизвольных движений, которые вносятся человеком в средства общения (речь, жесты, почерк) и в исполнительскую деятельность (например, тест миокинетической диагностики Е.Мира-и-Лопеса, графологический анализ почерка);

8) Катартические методики или методики катарсиса (например, психодрама, проективная игра и т.п).

Между рассматриваемыми психодиагностическими подходами нет четких границ, некоторые методики неоднозначны по технологии и занимают промежуточное положение. В психодиагностической практике различные подходы не противопоставляются, а взаимодействуют. Стандартизированные количественные тесты эффективнее, когда нужно быстро получить хотя бы приближенные данные о целой группе людей для оперативного решения (принять, дать отдых и т.д.). Экспертные (основанные на качественных оценках экспертов — профессионально подготовленных специалистов) психодиагностические процедуры позволяют глубоко проникнуть в уникальную жизненную ситуацию конкретного человека и особенно эффективны при построении индивидуальных коррекционных или развивающих программ.

Читать статью  Семья и семейные отношения | теория по обществознанию 🙆 человек и общество

Рассматриваемые психодиагностические подходы предусматривают разную степень влияния диагноста на процедуру исследования. При субъективном и проективном подходе выделяется группа интерактивных или диалогических техник (например, беседы, интервью, диагностические игры), где диагност вступает в целенаправленный контакт с исследуемым субъектом, что соответствующим образом сказывается на результатах психодиагностики.

Отдельную группу составляют диалогические методики, в которых психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных (соответствующих) диагностической задаче. Так, доверительный контакт необходим при диагностике семейных затруднений, характера личностного развития ребенка, личностных проблем и во многих других случаях, в которых диагност выступает одновременно или в роли консультанта, или в роли психотерапевта. Ситуация патопсихологического обследования также диктует построение общения по типу экспертизы. Диалогические техники могут быть вербальными (интервью, беседа) и невербальными (например, игра с ребенком, деловая игра взрослых могут выступать как невербальные диагностические процедуры).

3. Методы психодиагностики классификация и виды

Рис. 1. Операциональная классификация психодиагностических методик

Классификацию психодиагностических методик (основную), основанную на различении операциональных подходов заложенных в методику, можно отразить в виде схемы изображенной на рисунке 1. Существуют и другие классификации психодиагностических методик, сделанные по иным основаниям.

V. Методики делятся на две большие группы по степени регламентации: формализованные и малоформализованные методики.

К формализованным методикам относятся тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики. Для них характерны:

  • определенная регламентация;
  • объективизация процедуры обследования или испытания (невмешательство диагноста в деятельность испытуемого и т.п.);
  • стандартизация (единообразие стимульного материала; точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, установление единообразия проведения обработки и способов представления результатов диагностического испытания);
  • надежность;
  • валидность.

Эти методики позволяют быстро собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать обследуемых между собой.

К малоформализованным диагностическим методикам относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности. Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы и т.п.) или являются чрезвычайно изменчивыми по своему содержанию (например, динамика целей, состояний, настроений и т.п.).

Психологическая беседа (интервью). Этот метод, на первый взгляд, является самым простым и эффективным, однако он самый субъективный из всех методов. Ведь психодиагност добывает сведения об испытуемом, воздействуя на него своими вопросами. Вследствие этого результат вскрытия личностных проблем оказывается совершенно различным в зависимости от того, устанавливается или нет доверительный контакт между интервьюером и интервьюируемым. Это интерактивный метод, т.е. метод прямого взаимодействия, где сочетается сбор информации с оказанием психолого-педагогического воздействия. Именно поэтому психологическую беседу чаще используют психологи-консультанты, чем психологи-психодиагносты.

Наблюдение. Этот метод включает в себя три основные разновидности:

Поисковое наблюдение. Характеризуется рядом признаков:

• Наличие цели и предмета наблюдения. Психодиагност выделяет для себя перечень психических свойств, которые являются предметом наблюдения (например, проявления эмпатии к взрослым и сверстникам). Цель может быть определена, например, так: в какой степени выражены указанные психические свойства у наблюдаемых объектов.

• Наличие процедурной схемы наблюдения, одинаковой для всех объектов наблюдения: условия наблюдения, время, количество сеансов и их периодичность, количество объектов наблюдения за один сеанс (7±2) и т.д.

Читать статью  Способы осуществление и защиты семейных прав

• Наличие признаков наблюдения. В поисковом наблюдении выделяются и описываются любые поведенческие проявления, по которым можно сделать вывод о наличии определенной выраженности искомого психического свойства.

Таким образом, главным результатом поискового наблюдения является выделение системы признаков (слова, поступки, жесты и т.д., характеризующие проявления исследуемого свойства психики).

Стандартизированное наблюдение. При таком типе наблюдения психолог руководствуется уже готовой инструкцией, в которой автором методики стандартизированного наблюдения уже задан набор признаков. Часто эти признаки кодифицируются, т.е. им присваивается краткое обозначение, под которым они и фиксируются в протоколе. После этого по определенному принципу производится подсчет частоты встречаемости кодифицированных признаков в протоколе.

Включенное наблюдение. Характеризуется тем, что наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с людьми, за которыми он наблюдает и которых оценивает.

Контент-анализ – анализ содержания тестового документа или множества документов (протоколов проективных методик, сочинений, писем и т.д.) путем подсчета частоты проявления определенных элементов или кодифицированных признаков.

Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдение за обследуемым иногда осуществляется в течение нескольких месяцев) и в большой степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности и интуиции психолога. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений и бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания. В настоящее время выходят на новый уровень развития в связи с приоритетом в современной психодиагностике качественного, содержательного анализа.

VI. По характеру норм, на основе которых производится оценка и интерпретация получаемых в методике результатов различают нормативно ориентированные и критериально ориентированные методики. Нормативно ориентированные методики — это методики, в которые квалификация результатов исследования производится на основе статистической нормы, полученной на выборке стандартизации. Критериально ориентированные методики используют для оценки и интерпретации результатов диагностирования систему отсчета, в качестве которой выступает социокультурный норматив (уровень свойства явно или неявно требуемый обществом) или оптимальное состояние объекта психодиагностики, в качестве которого выступают функциональные системы «деятельность» или «психическое состояние».

VII. Предметная классификация, основанием деления методик на группы в которой является предмет диагностики. В этой классификации выделяются следующие группы методик:

1. Методики диагностики психических процессов:

а) когнитивных функций (ощущение, восприятие, представления, память воображение, мышление);

б) регулятивных функций (внимание или аттенционная регуляция, эмоциональная регуляция, волевая регуляция).

2. Методики диагностики общих и специальных способностей (и в первую очередь интеллекта), а также методики диагностики уровня психического развития.

3. Методики диагностики особенностей психических состояний:

а) функциональных (работоспособность, утомление, активированность, заторможенность и т.п.);

б) эмоциональных состояний (эмоциональный дискомфорт, фрустрация, настроение, радость, раздражение, одиночество и т.п.).

4. Методики диагностики черт личности:

а) конституциональных (прежде всего, темперамента);

б) индивидуально-стилевых (прежде всего, характера);

в) ценностно-мотивационных (влечений, потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, направленности личности и т.п.).

5. Методики диагностики особенностей индивидуального самосознания (самооценки, самоотношения, Я-концепции, личностных смыслов и т.п.).

6. Методики диагностики межперсональных отношений:

а) деловых (стиля управления, социально-психологического климата, конфликтных отношений, ролевых взаимодействий, особенностей отношений в коллективе и т.п.);

Продолжение:

См.также

  • психологическое тестирование
  • Компьютерная психодиагностика
  • Нейропсихологическая диагностика
  • Диагностика персонала
  • Психодиагностика

Исследование, описанное в статье про методы психодиагностики, подчеркивает ее значимость в современном мире. Надеюсь, что теперь ты понял что такое методы психодиагностики и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то не стесняйся, пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории Психодиагностика в управлении персоналом

Ответы на вопросы для самопроверки пишите в комментариях, мы проверим, или же задавайте свой вопрос по данной теме.

https://intellect.icu/metody-psikhodiagnostiki-klassifikatsiya-i-vidy-9912

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх