Ананьев Борис Герасимович | Биография
Годы жизни: 1907 -1972
Родина: Владикавказ (Российская Империя)
Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания средней школы он поступил в Горский педагогический институт. В то время в институте работал доцент педологии Р.И. Черановский, который в 1925 г. организовал кабинет педологии. К научной работе в этом кабинете был допущен ряд студентов, интересовавшихся проблемами психологии и педагогики. В их числе оказался и Борис Ананьев, который со временем стал ассистентом Р. И. Черановского.
В этом кабинете проводились исследования умственной одаренности детей, их психологических особенностей в разном возрасте. Дипломная работа Ананьева, выполненная под руководством Черановского, также затрагивала подобные проблемы. Она была посвящена исследованию эволюции миропонимания и мироощущения в юношеском возрасте. В сентябре 1927 г. Б. Г. Ананьев был направлен на стажировку в ленинградский Институт мозга, а в 1928 г., после завершения учебы во Владикавказе, окончательно переехал в Ленинград. Основными проблемами, занимавшими его в то время, были проблемы классификации наук и методов психологии, вопросы формирования психики. При этом молодой ученый выступал за принятие и использование теоретических выводов всех научных школ, ратовал за установление принципиальной и дружественной атмосферы в науке.
Пытаясь поступить в аспирантуру Института мозга, Ананьев прочел на одной из конференций свой доклад «О социальной полезности музыканта (с психофизиологаческой точки зрения)». Доклад был посвящен музыке, ее власти над слушающими и ответственности исполнителя перед ними. Ананьев приводил также большое количество экспериментальных данных, подтверждающих теорию, сравнивал воздействие музыки с гипнозом. В марте 1929 г. он был принят в аспирантуру Института мозга.
В начале 30-х гг. XX в. он стал заведующим лабораторией психологии воспитания, в то же время организовал в одной из школ Ленинграда психологическую службу. В его лаборатории проводились исследования характеров школьников, в которые были вовлечены многие учителя Ленинграда. На основе этих исследований и полученных эмпирических данных Б.Г. Ананьев написал свою первую монографию «Психология педагогической оценки», которая была опубликована в 1935 г.
12 стр., 5797 слов
ПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИКЕ
. менее гипноз был не единственным методом клинической психологии: другим ее методом стало исследование “исключительных случаев” – таких, например, . скрытых мотивов – темы, ставшей популярной благодаря работам 3. Фрейда. Впервые в психологии Ш. Рише применил . представления об эксперименте? Исторически первой возникла клиническая психология – особое направление эмпирических исследований, в котором .
В 1936 г. исследования в области педологии были запрещены, А. А. Таланкин, заведующий сектором психологии Института мозга, был арестован и осужден, а через год Б. Г. Ананьев был избран на его пост. В том же 1937 г. он стал кандидатом педагогических наук.
Из-за запрета педологии ему пришлось искать для себя новую сферу деятельности. Одним из направлений его исследований стала психология чувственного отражения. Он написал в этом русле несколько статей, основной мыслью которых была гипотеза о генезисе чувствительности. По его мнению, с самого начала индивидуального развития человека чувствительность выступает как функция целостного организма, а сенсорные процессы играют значительную роль в этом развитии.
Кроме того, он обратился к истории отечественной психологии, пытаясь выразить свое собственное отношение к этому предмету. По мнению ученого, на историю науки необходимо опираться, чтобы идти вперед. Опыт предшественников он считал необходимым для дальнейшего развития собственных взглядов. В 1939 г. Б. Г. Ананьев защитил докторскую диссертацию, посвященную истории психологии.
Когда во время войны Ленинград оказался в кольце блокады, весь Институт мозга был эвакуирован. Ананьев попал в Казань, а затем — в Тбилиси, где работал, как и многие психологи того времени, в психопатологическом кабинете госпиталя. Он наблюдал больных, перенесших тяжелый шок, и занимался восстановлением у них функции речи, утраченной в результате боевого ранения.
В 1943 г. Б. Г. Ананьев вернулся в Ленинград, где возглавил образованную в Ленинфадском государственном университете кафедру психологии. Он сам подобрал большую часть преподавательского состава кафедры, организовал работу психологического отделения философского факультета. В это время он опубликовал большое количество работ, которые касались изучения осязания и других видов чувствительности, психологии речи, некоторых проблем детской психологии. Также Б. Г. Ананьев продолжал заниматься историей психологии и психологией личности. В 1947 г. он опубликовал монофафию «Очерки истории русской психологии XVIII—XIX вв.». В некоторых статьях отчетливо просматривалась его идея о связи формирования характера и познания человека человеком, о некоторых закономерностях формирования человеческого самосознания.
На рубеже 1940—1950-х гг. Б. Г. Ананьев обращается к изучению нового направления, эмпирические основы которого были заложены в его работе в Институте мозга. Ученый занялся исследованием билатеральности мозга и его функций. В 1957 г. на торжественном собрании, посвященном юбилею Б. Г. Ананьева, ученый выступил с речью, в которой он обосновывал необходимость комплексных исследований человека, синтезирующих все существующие антропологические знания. Эту же мысль он выразил в статьях «Человек как общая проблема современной науки» и «О системе возрастной психологии», опубликованных в том же году. Однако эта идея в то время не была принята психологами. Активная деятельность ученого была приостановлена болезнью: в ноябре 1959 г. Ананьев перенес инфаркт. В следующее десятилетие своей жизни Борис Герасимович занимался исключительно научно-публицистической деятельностью, в 1962—1966 гг. он написал серию статей. В них он попытался реализовать замысел, возникший у него ранее, обобщил все исследования своих предшественников, а также свои собственные, обосновывая комплекс-ный подход в исследовании человека. Большое влияние на него оказал опыт предшественников, в первую очередь В. М. Бехтерева.
8 стр., 3674 слов
Роль психологии в жизни человека
. проявления психики и сознания человека, и как практическое приложение этой науки. Основная задача работы – дать характеристику психологии как науки и практики, выявить предметы исследования, показать различия в . для курсовой работы послужили статьи различных российских авторов, занимающихся исследованием психологии. 1. Предмет и задачи психологической науки и практики. При характеристике любой .
В это же время Б. Г. Ананьев начал работу над книгой «Человек как предмет познания». Для этого в его лаборатории стали проводиться различные исследования. Первая группа этих исследований была посвящена изучению возрастной динамики психофизиологических функций у взрослых людей. Основой при этом послужил сравнительно-генетический метод, который давал возможность постоянно определять нормы развития взрослого человека различных возрастных групп.
Вторая группа исследований, наоборот, концентрировалась на исследовании нескольких людей в течение пяти лет. Это позволяло изучить целостное развитие индивидуальности на протяжении длительного времени. Таким образом, две группы исследований дополняли друг друга, что позволило Б. Г. Ананьеву получить более глубокие представления о различных возрастных статусах, о роли отдельных факторов в общем развитии личности. С другой стороны, исследования первой группы давали основу для большей объективности исследований второй группы. В 1966 г. в Ленинградском университете был основан факультет психологии, включавший кафедры общей психологии, педагогики и педагогической психологии, эргономики и инженерной психологии. Год спустя Б. Г. Ананьев стал деканом этого факультета. По его инициативе при ЛГУ был открыт Институт комплексных социальных исследований, а также лаборатория дифференциальной антропологии и психологии. Ученый активно участвовал в учебной и научной работе факультета. Он организовал такую совершенно новую форму обучения студентов, как творческие встречи с известными, маститыми учеными За время работы Ананьева на факультете в ЛГУ приезжали А. А. Смирнов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, ученые из Киева и Тбилиси.
В начале 1970-х гг. Б. Г. Ананьев задумал коллективную книгу «Человек как предмет воспитания», однако выполнить задуманное ему не удалось. Он умер от инфаркта 18 мая 1972 г.
100 великих психологов/В.Яровицкий/2004 г.
Примеры похожих учебных работ
Акмеология — новое направление междисциплинарных исследований человека
. исследования процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности, синтезируя для этого достижения других наук о человеке, прежде всего философии, социологии, психологии, . в трудах Б. Ананьева. Завершился этот этап .
Лекция 7. Антропологический подход к исследованию человека Б.Г.Ананьев
. Б.Г. Ананьев предложил антропологический подход к исследованию человека, который . мозга, основанным В.М.Бехтеревым. Затем руководил кафедрой, отделением, а затем и факультетом психологии . Однако в более точном значении ученый разводит все эти понятия. .
Психология и этика делового человека
. сущности, принципов и основного содержания психологии этики делового общения в офисах . этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса. Принципы — . сведений, касающихся специалиста и ставших достоянием специалиста в результате .
Психология наркомании: что толкает людей в бездну?
. и реклама запрещена законом). Кроме того, что человек, ставший наркоманом, уничтожает в себе человеческую сущность, становится . – наркотики. И молодой человек, уверенный в том, что никогда не станет заложником наркотической зависимости, употребляет .
Психология личности соотношение понятий человек индивид личность индивидуальность .
. человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, что бы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека . исследования является человек, личность. Предметом моего исследования . т.п.). Психология изучает человека с .
Тема 2. Человек в зеркале экономики и психологии. Психологические детерминанты поведения .
. психологии: «Человек . исследования . ученые, как правило, выделяют для его анализа эти три очень тесно взаимосвязанные составляющие. Человек . стала книга «Польский крестьянин в Европе и Америке». Ими был сделан следующий вывод: для понимания поведения людей .
- реферат Одаренность. Психофизиологические основы одаренности
- контрольная Краткая характеристика основных направлений психологии психоанализ, гештальтпсихология, когн
- Методические материалы ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ «КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ»
- Конспект лекций Психология физического воспитания и спорта
- Методические материалы Юридическая психология 10
- курсовая Закономерности нравственного развития личности
- курсовая Социально-психологическая характеристика воинского коллектива
- учебник Понятие структуры личности в советской и зарубежной психологии
- Конспект лекций РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 62
- Конспект лекций История развития психологических знаний
- учебник Б.Г.Ананьев и современная психология
- Задача Человек как предмет познания
- Возрастная психология
- Гендерная психология
- Конфликтология
- Криминальная психология
- Самосовершенствование
- Экспериментальная психология
- Социальная психология
- Семейная психология
- Психофизиология
- Психотерапия
- Психология философии
- Психология труда
- Психология рекламы
- Психология общения
- Психология личности
- Психодиагностика
- Психокоррекция
- Практическая психология
- Популярная психология
- Политическая психология
- Педагогическая психология
- Патопсихология
- Организационная психология
- Общая психология
- Медицинская психология
- Клиническая психология
- История психологии
- Cтресс
- Гипноз
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
- Биографии психологов
- Учебные пособия
- Методические материалы
- Рефераты
- Курсовые работы
- Конспекты лекций
- Тесты и методики
- Политика конфиденциальности
- Форма для контактов
https://forpsy.ru/biography/otechestvennye_psikhologi/ananev_boris_gerasimovich/